«На века!»: Зеленодольцы участвовали в отделке главного храма Вооружённых сил России
В День Победы в подмосковной Кубинке должен был открыться главный храм Вооружённых сил России, но из-за ситуации с коронавирусом торжества по случаю празднования 9 Мая перенесены на неопределённый срок. Однако наш город уже точно может гордиться тем, что в отделку главной армейской Святыни огромный вклад внесли зеленодольские художники.
Храм в честь Воскресения Христова, посвящённый 75-летию Победы и ратным подвигам народа во всех войнах, выпавших на долю России, строился на народные пожертвования и бюджетные средства Москвы и Московской области. Ещё в начале отделочных работ на уровне министерства обороны было принято решение «расписать» своды сооружения мозаикой, ведь это не только красиво, но и практично — на века!
Собор огромный, один из крупнейших в православном мире, в высоту с 30-ти этажный дом! Площади мозаики поражают воображение, и подрядчики задумались: откуда взять столько исполнителей?
— Так как в 2003-2004 годах мы с соавторами участвовали в оформлении мечети Кул-Шариф, где готовили и эскиз купола, и выкладывали мозаику, то вполне логично, что мне тоже поступило приглашение. Ведь мозаичист — профессия достаточно редкая, специалистов в этой области немного, поэтому нас собирали по всей стране, — рассказывает архитектор и дизайнер из Зеленодольска Лилия МИРЗИЕВА.
Мозаичист – профессия редкая
Москвичи пригласили семь мозаичистов из Татарстана, но этого всё равно оказалось мало. Учитывая площадь панно, которую нужно было освоить нашим землякам, не хватало ещё четверых. И наша героиня подумала:
«А почему бы не привлечь к делу близких? Сын Азат — профессиональный дизайнер, у сестры Альбины — художественное образование, муж Радик “рукастый” от природы, многое делает сам — такие специалисты всегда нужны».
Обе сестры – Альбина и Лилия – натуры творческие
Так и образовалась семейная бригада, которая отправилась на культовую стройку страны. Первыми, 13 января, уехали Лилия Махмутовна с мужем, а через некоторое время к ним присоединились сын Азат и сестра Альбина Коновалова.
Работали в студии, расположенной в Москве. Почему не в храме? Потому что внутри сооружения в это время шла большая стройка и в таких условиях было бы просто невозможно воплощать творческие замыслы.
Процесс проходил так: по заранее подготовленным авторами эскизам художники выкладывали мозаичный рисунок из стеклянной смальты, которую сами кололи, нарезали и наклеивали с помощью специального клеевого раствора на «пирог» из полиэтилена и армированной сетки. Нашу собеседницу, как наиболее опытную, назначили бригадиром, и ей, хрупкой женщине, пришлось руководить целым коллективом, в котором было немало мужчин, согласовывать множество оргвопросов, на решение которых ушли первые две недели. А когда дело пошло на лад, то трудились, не покладая рук, иногда до 11 ночи, и так — без выходных — больше двух месяцев. Ведь срок сдачи объекта конкретный — ни днём позже!
Радик Мирзиев «рукастый» от природы
Интерьеры храма необычные, помимо традиционных ликов Святых здесь можно увидеть, например, батальные сцены. Отделка нижней части, выполненная из керамики, украшена гжельской росписью, которая призвана символизировать русское искусство. Своды сверкают мозаичными панно, которые мастера со всей страны изготовили всего за три месяца — абсолютный рекорд для столь колоссального объёма. Только бригада из Татарстана выложила 537 квадратных метров, а ведь это сопоставимо с площадью семи 76-метровых квартир! Лилия Махмутовна признаётся: график был настолько напряжённым, что по возвращению домой хотелось одного — отлежаться и заниматься «ничегонеделаньем».
Зеленодольцы (потом приехали ещё несколько человек) не подвели ожидания заказчиков: выполнили всё, что требовалось по договору, и собранные ими мозаичные панно стали настоящим украшением храма. Осталось выполнить последний «пункт» — съездить в Кубинку, чтобы оценить масштаб и красоту сооружения. Ведь художникам так и не удалось посмотреть на результаты своей работы.
А заключила собеседница свой рассказ трогательной историей. Первое время молодые ребята, присоединившиеся позже к команде, трудились в мастерской как на обычном объекте: ответственно, но без особого вдохновения. И тогда она им сказала: «Представьте, спустя десятилетия, вы придёте в этот собор с детьми или внуками и покажете им сияющее в вышине своё творение. Представляете, какие чувства они испытают!» Нужно ли говорить, что после этих слов молодые художники переменили отношение к работе.
Сёстры Лилия и Альбина, с которыми мы беседовали в редакции, признаются, что они испытывают невероятное чувство гордости за проделанную работу. Ведь их произведения находятся не где-нибудь, а в главном храме защитников нашего Отечества! А это дорогого стоит.
Языком цифр
Строительство главного храма Вооружённых сил России началось в сентябре 2018 года. Его высота вместе с крестом составляет 95 м, звонницы — 75 м, вес 18 колоколов — более 20 т, вместимость — до 6 тысяч человек, площадь храмового комплекса — 11 тыс. м².
Храм с 30-этажный дом впечатляет!
На прилегающей территории разместилась выставочная экспозиция, посвящённая истории становления Российского государства и его вооружённых сил. По периметру постройку опоясывают 15 тысяч квадратных метров грандиозного сооружения — это музей-галерея «Дорога памяти» с экспозицией об истории ВОВ с интерактивными экранами. По всей длине галереи, каждый метр которой посвящён отдельному дню войны, тянется почти полуторакилометровая мозаика, составленная из портретов 33-х миллионов фронтовиков!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев