Саженцы под ковшом бульдозера. Что волнует озеленителей в аномальные снегопады
Снежный апокалипсис затронул многие сферы. Сегодня мы говорим с главным агрономом Зеленодольска Натальей ЯЧАНОВОЙ о необходимости сберечь деревья и кустарники во время очистки города от снега.
– Наталья Васильевна, аномальные снегопады стали бедствием и для озеленителей?
— С одной стороны, большая снежная масса — это хорошо для нашей территории, так как последние годы были засушливые. Да, снежный покров бывал и больше, но не единовременно. За три дня выпала месячная норма осадков, образовались огромные снежные валы. И, чтобы открыть пешеходные пути и автодороги, необходимо было срочно куда-то выталкивать снег, а потом вывозить его. Поэтому, с другой стороны, возникла новая проблема: насаждения, к сожалению, попадают под пресс бульдозеров и тракторов.
В условиях городской среды пешеходные и автомобильные маршруты нередко граничат с деревьями и саженцами. Но транспортную логистику не остановишь, она связана с жизнеобеспечением людей, приходится чем-то жертвовать. Ведь первыми стоят вопросы: как открыть проезд, не оставить людей без дорог, без хлеба и молока.
Ну а мы, озеленители, вместе с коммунальщиками и дорожниками решаем, где лучше складировать снег. На «Авангарде» смотрели, как не повредить деревья. Задействовано много различной техники, привлекают тракторы и магазины, и управляющие компании, и предприятия — в связи с этим просьба ко всем руководителям организаций: быть аккуратными, беречь насаждения.
— Когда сгребают снег с автотрасс и тротуаров, в первую очередь наверняка страдают молодые саженцы?
— Да, они самые незащищенные. Когда мы читали лекции по озеленению, всегда оговаривали: при посадке нужно установить ограждение. Элементарный деревянный треугольник спасает 80% насаждений. Вспоминаю: когда мы сажали растения вокруг городского озера, ставили треугольники, и все саженцы остались живы. Кстати, и люди по-другому относятся к таким посадкам — более бережно.
— Выходит, главный урок снежной зимы — не сажать растения близко к тротуарам и трассам?
— Да. Но городская среда такая, что куда ни ткни лопату, либо сеть проложена и есть охранная зона, либо автомагистраль близко. Если строго соблюдать все ограничения, то наш город останется просто «лысым», совсем без зелени. Приходится искать золотую середину, ведь люди хотят пользоваться автотранспортом и при этом жить среди зелени.
Много факторов, которые зависят не только от нас. Нагрузка на растения большая: это и множество автомобилей, и засушливые годы, в прошлом году был ледяной дождь...
— Программа «Наш двор» предполагала зонирование, разделяющее машины и зелень. Что показала эта зима?
— Я очень благодарна этой программе. Она определила чёткие зоны, теперь зеленая масса, как правило, сохраняется. Прежде происходило уплотнение грунтов под машинами, а значит, погибала трава, потом кустарники и в последнюю очередь деревья. В связи с растущей автомобилизацией у нас во дворах ничего не осталось бы. А зонирование по программе «Наш двор» все же сохраняет зелень.
— Читатели переживают, что тракторы, сдвигая тонны снега, вредят и большим деревьям...
— Да, такого давления даже крупные деревья не выдерживают. Например, на улице Гоголя есть наклонные липы, растущие под углом. Когда я начала работать агрономом, не понимала, что случилось с ними. Мне объяснили, что трактором сдвигали снежную массу, и они наклонились.
— Какие виды кустарников и деревьев самые живучие в такой снежный экстрим?
— Кустарники. Даже если верхняя часть пострадает, восстановятся, образуются боковые побеги, и кустарник еще гуще станет. А вот дерево, если его «своротили», может и не выжить.
Самый живучий кустарник у нас — спирея серая. Посадил её и забыл. Хорошо приживаются черноплодная рябина, можжевельники. Кстати, в засушливую погоду можжевельник не требует особого полива. Хотя первое время за любыми посадками надо ухаживать.
Хорошо переносят рекреационную нагрузку каштаны и голубые ели. А, например, липы в городе вырастить сейчас очень сложно, хотя для нас это родные деревья, кленово-липовые леса формируют воздушный бассейн.
— В нашей полосе чуть ли не полгода зима и вечнозеленые растения очень радуют глаз. Каково их место в городской дендрологии?
— Туи, можжевельник и голубые ели круглый год хороши, а зимой особенно. Мы высаживали туи на «Авангарде», на Ленина, 38, на улице Татарстана и в других точках города. Можжевельник оказался к месту на улице Чехова. Голубые ели в Зеленодольске сажают со времен Екатерины Ошариной.
Цель декоративной дендрологии — не просто что-то посадить, она решает эстетические задачи. На форуме «Казаныш» мы общались со специалистами из Белоруссии, их заинтересовал наш опыт. Приехали главный архитектор Минска и биолог, работающая с зелёным каркасом города. В Минске сейчас теряют каштаны (у них стало жарче), они больше сажают ясени и другие породы.
Есть два важных условия для городских пространств: первое — необходимо биологическое разнообразие (это важно для городской экологии) и второе — город надо заселять ценными породами деревьев. Будем стараться их выполнять.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев