Азат Нигматуллин: «Если начнется дружная весна, то некоторые места в Зеленодольске могут быть подтоплены»
Аномальные снегопады 2024 года создали огромные проблемы для водителей и для всех городских служб. О том, как убирали снег с городских дорог, рассказал руководитель МУП «Коммунальное хозяйство» Азат Нигматуллин.
— Азат Исмагилович, за годы своей работы вы когда-нибудь видели такую снежную зиму или это была самая сложная?
— Когда за три дня выпадает месячная норма снега, работать очень непросто. С 2013 года я тружусь руководителем, за 11 лет это первая подобная зима. И за всю свою жизнь я не видел таких снегопадов, мои родители тоже не помнят такой зимы. Начиная с декабря, мы вывезли 145 000 кубометров снега. Самые снежные были январь и февраль. До сих пор вывозим снег, предстоит вывести немало, к апрелю можем вывести до 200 тысяч кубометров. Обычно за зиму вывозили 50-67 тысяч кубов снега, а здесь практически трехкратное увеличение. Столько никогда не было!
— Сколько техники было задействовано, какой у вас сейчас автопарк?
— В день снегопада на дороги выходило 25 единиц техники: в том числе три грейдера, пять фронтальных погрузчиков «Амкадор», шесть КДМ (комбинированные дорожные машины на базе «КамАЗа»), четыре трактора МТЗ.
— В самые сильные снегопады использовалась привлеченная техника?
— Да. Большие погрузчики (фронтальные «пятикубовые») арендовали у Комбината строительных материалов, у предпринимателя Саттарова и у других организаций. Большое им спасибо. Особенно хорошо они «проходили» на «Поле Чудес», буквально пробивали дорогу, где нужны были именно тяжелые, мощные погрузчики.
— Давайте сравним Зеленодольск с Казанью. Сто метров дороги после снегопада за полтора часа убирали две-три машины снега. А этой зимой с участка трассы в сто метров вывозили уже 20 самосвалов, потратив на это восемь часов...
— У нас также. Например, улицу Ленина мы проходили за день—два (участок с кольца до Госбанка — один день), а в этом году на эту работу уходила неделя. Поэтому нам приходилось работать ротором, просто перекидывать снег.
— Где ваша территория, на каких именно дорогах механизаторы «МУП «Коммунальное хозяйство» производят уборку?
— В Зеленодольске почти все дороги наши. Исключение: внутренние дороги предприятий. Улицу Столичную убирает ФДС (федеральная дорожная служба), и улицу Октябрьскую с прошлого года тоже стали убирать ФДС (мост через Йошкар-Олинский овраг — это часть трассы А-295 «Йошкар-Ола-Зеленодольск»).
Социальные объекты чистим до ворот. А во дворах снег убирают управляющие компании.
— Сколько всего километров дорог вы чистите?
— У нас другие единицы измерения: мы считаем по площади — в квадратных метрах. Всего приходится чистить от снега более
1 100 000 кв. метров.
— Дороги в Зеленодольске, как и в любом городе, делятся на несколько категорий?
— Да. Первая категория — дороги, по которым ходит общественный транспорт. Их чистят в первую очередь, так как мы не можем оставить город без автобусов. Это улицы Ленина, Гоголя, Строителей и другие, где пролегают маршруты общественного транспорта.
Вторая очередь — дороги, где не ходят автобусы. Третья категория — дороги в частном секторе.
— Кстати, больше всего жалоб приходит из частного сектора, мол, в сильный снегопад там невозможно проехать...
— По регламенту мы заходим туда чуть попозже, когда уже выполнены работы на дорогах первой и второй категории. Ведь мы не можем оставить людей без продуктов питания и без общественного транспорта. К тому же, в частном секторе беда — очень узкие улицы. Туда не может зайти снегоуборочная техника, так как с двух сторон очень плотно стоят заборы, некуда сгребать снег, трактор не может пробиться. Надо либо пригонять погрузчики, чтобы вывозить снег (но его вывоз в частном секторе не предусмотрен), либо расширять улицы. Там будут проблемы каждый год. Градостроительные нормы должны соблюдаться: нужна и проезжая часть улицы, и придомовая часть. А если все вплотную, то снег убрать невозможно.
— В пик снегопада и в метель 17 января прямо на проезжей части улиц Гоголя и Карла Маркса водители бросали машины и уходили...
— Автомобили, брошенные на дороге, — это главный бич при уборке снега на улицах Зеленодольска. Такая же ситуация во дворах. Иногда нас выручали инспекторы ГИБДД — ДПС. Но пока у нас, как в Казани, не будут эвакуировать машины, ситуация будет всё хуже и хуже.
— Какой у вас коллектив, специалисты каких профессий работают на предприятии?
— Коллектив — сплоченный, сильный. Много людей с большим стажем, есть специалисты, которые трудятся больше 20-30 лет, они работали ещё на старом комбинате благоустройства. Трудятся трактористы, водители самосвалов, дорожные рабочие, операторы снегоуборочных машин, представители других профессий. Остановки, лестницы, примыкания к пешеходным переходам убирают 20 дорожных рабочих (средний возраст почти 55 лет, молодежи нет). Среди водителей и трактористов тоже мало молодежи (один молодой тракторист и в прошлом году пришёл парень из армии, устроился водителем). Кто их заменит на таком важном для города участке работы? Здесь надо в колокола бить!
— Будут ли в марте вывозить оставшийся снег? Для городского бюджета это очень накладно, но если не убрать снежные завалы, нас всех ждет настоящий паводок...
— Надо вывозить. Вывоз снега всегда дорог: его надо загрузить (для этого используется погрузчик), потом самосвал везёт его на неблизкое расстояние. В прежние времена сваливали снег в овраги в озера, сейчас этого нет. Только в специально отведенные места (за ЗМЗ и возле ЗАО «Тандер»).
— Нужна ли новая снего-плавильная станция в Зеленодольске?
— Это очень актуальный вопрос для нашего города. Хотя бы одна снего-плавильная станция в городе должна быть. Можно расположить ее в районе Водоканала, ближе к очистным сооружениям. Это важно для нормального вывоза снежных масс и экологическое требование. Если строить её по всем нормам (обогрев для плавления снега, решетки грубой очистки стоков, канализация), она может стоить порядка 110 млн рублей.
— Снегоуборочная техника снаряжена GPS-трекерами, жаловались, что технику гоняют впустую, накручивают ГЛОНАСС-маршруты...
— Столько снега! Нет смысла накручивать маршруты. Это взгляд непосвященного человека. Когда наши машины посыпают дороги песком, то отвалы подняты и кому-то кажется, что они ничего не делают. Когда техника возвращается в гараж, тоже кажется, что не работают. Кроме того, по нашим улицам ездят и федералы, двигаясь к своим участкам трассы.
— Самый актуальный вопрос для вас сегодня?
— Уборка снежных масс с мест подтопления. Если начнется дружная весна, то некоторые места в Зеленодольске могут быть подтоплены. Важно очищать ливнёвки, открывать критические участки. У нас в городе есть низкие места, дома находятся в низине, там особенно важны противо-паводковые мероприятия.
В день снегопадов на дороги выходило 25 единиц техники: в том числе
- три грейдера,
- пять фронтальных погрузчиков «Амкадор»,
- шесть КДМ (комбинированные дорожные машины на базе «КамАЗа»),
- четыре трактора МТЗ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев