Вопрос – батюшке: А можно ли ребёнку давать имя Иисус?
В нашей постоянной рубрике на присланные вопросы читателей отвечает настоятель Никольского храма в Зеленодольске, протоиерей Константин ЛЮКШИН.
«На меня в последнее время часто нападает депрессия: ничего не радует, хотя больших поводов для расстройства вроде бы нет. А тут узнаю, что уныние является одним из самых страшных грехов. Не понимаю, почему? Ведь есть грехи по серьёзнее, есть тяжкие преступления, среди них убийство, например».
— Уныние — это действительно грех. Ведь унывающий подобен живому самоубийце, он грешит, прежде всего, против Бога, который даровал ему жизнь, возможность дышать, видеть, любить... У впавшего в депрессию теряется надежда, он уже перестаёт верить, что приравнивает такого человека практически к атеисту. Есть у уныния, если его не пресекать в зародыше, и тяжёлые последствия, оно может привести к отчаянию и самоубийству. Вот почему с этим надо бороться с самого начала! В более тяжёлых случаях — непременно обратиться к врачу.
«В „Зеленодольской правде“ прочитал, что несколько лет назад в нашем городе родители назвали своего новорожденного сына Иисусом. А разве можно давать такое имя?»
— В христианстве нет запрета на наречение мальчиков Иисусом, но нужно руководствоваться традициями. Если ребёнка так назвали, то надо знать, что не в честь Христа Спасителя, а в честь святого Иисуса, каковых в православном календаре три: Иисус Анзерский, праотец Иисус Навин и Иисус сын Иоседеков, тоже праотец. Однако в реальности Иисус всё равно будет у всех окружающих ассоциироваться с Христом. Наши благочестивые предки были мудрыми, они считали себя недостойными имени Богочеловека и поэтому избегали такого наречения.
«Обязательно ли на поминальных обедах следовать традиционному набору блюд: кутья, блины, гречневая каша, гороховое пюре, компот, кисель?.. Или главное в этом обряде в принципе помянуть усопшего, а уж чем — не так важно?»
— Главным блюдом православного поминального стола является коливо или так называемая кутья, имеющее своё глубокое символическое значение, а также блины и кисель. Об употреблении колива есть прямое указание в богослужебном уставе, чего нельзя сказать о других блюдах, ставших тоже традиционными. Поминальный стол в первую очередь нужно воспринимать как милостыню: накормить нуждающихся и голодных. И здесь нужно исходить из того, что имеется в вашем арсенале. Не так уж важно, что вы подадите — борщ или окрошку, пюре или пельмени. Главное — молитва, ну и, конечно, сказанные добрые слова об усопшем.
«Мне нравятся яйца, сваренные в луковой шелухе, они получаются очень ароматными и могут подолгу стоять на столе, не портясь. Сноха же меня за это отругала, сказала, чтобы я больше, кроме как на Пасху, яйца так не готовила. Она права или нет?»
— Вопрос ассоциаций. Традиционно яйца красят в пасхальный период и это действие, конечно, ассоциируется с темой Воскресения Христова. Ведь яйцо в данном контексте — символ зарождающейся жизни.
Крашение яиц в другое время церковного года не является грехом, но всё-таки так поступать я бы не рекомендовал, если нет связи с темой Воскресения.
«Батюшка, посоветуйте, как поступать с людьми, которые при встрече говорят тебе, что ты плохо выглядишь: игнорировать, рассмеяться или поставить хама на место? Хочется в ответ тоже сказать какую-нибудь гадость, ведь настроение от такого замечания портится на весь день, а то и на целую неделю, но не могу — воспитание не позволяет. Как быть?»
— С церковной точки зрения на всё и на всех нужно обращать внимание спокойно, без гнева и лицемерия. Важно не то, как мы выглядим в глазах людей, а какие мы перед Богом, который видит не только внешнее, но и все внутренние наши помышления и наши сердца.
«Мир так устроен, что женщины при помощи богатства своего сердца должны приводить мужчин к Богу», — сказал преподобный Паисий Святогорец. Как понимать это изречение?
— Через добродетели терпения, кротости, смирения и главное — любви, которые составляют богатство сердца женщины, она действительно приводит мужчину к Богу. Это характерно для евангельского идеала, которое и есть слово Божие. Но процесс может быть взаимным: разве добрый, излучающий любовь мужчина не в состоянии привести женщину к Богу? Ответ, на мой взгляд, здесь очевиден.
Уважаемые читатели, ждём ваших вопросов, адресованных батюшке. Принимаем их по тел. 5-74-88 и электронной почте zpgazetan@mail.ru.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев