В Ярославле и Казани прошли концерты фестиваля Союза композиторов России и его молодежного отделения (МолОт) - «Композитор 2.0». Программу обоих вечеров составили сочинения для симфонического оркестра, написанные студентами и недавними выпускниками консерваторий. «Известия» расспросили председателя Союза композиторов, народного артиста России Рашида Калимуллина о текущих делах крупнейшей творческой организации.
- «Композитор 2.0» - новый проект?
- Это наше первое мероприятие после съезда Союза композиторов России, на котором было выбрано нынешнее руководство. Но у «Композитора 2.0» был предшественник. Симфонический фестиваль молодых композиторов проходил еще в СССР. Я тоже в нем участвовал как начинающий автор.
- В эпоху СССР Союз композиторов был мощной организацией, в том числе в финансовом отношении. Ностальгируете по тем временам?
- Нам сейчас не так просто жить, как во времена СССР. Союз композиторов России не является государственной структурой - мы общественная организация. Напрямую государство нас не финансирует. Некоторые мероприятия поддерживает Министерство культуры. В том числе, оно поддержало и этот фестиваль. Но в остальном мы живем за счет своей деятельности, что-то сдаем в аренду...
Поэтому отчасти мы сузили функции Союза композиторов. Раньше эта организация была вторым домом для композиторов. Молодые сочинители могли приехать в Дом творчества, им оплачивали дорогу, питание. Написав музыку, они показывали ее здесь - в главном офисе заседала комиссия. После этого им еще и платили деньги. Настоящий коммунизм!
- Что из этих благ осталось сегодня?
- Союз содействует авторам в исполнении их сочинений. По-прежнему есть Дом творчества в Рузе, молодой композитор может приехать туда наравне со всеми, за символическую плату там жить и творить. Мы также стараемся помочь и нашим ветеранам. Это юбилейные концерты, иногда какая-то материальная помощь...
- За рубежом ситуация лучше?
- Есть страны, где поддержка композиторов очень сильна. Это, например, Швейцария, Голландия, Германия. Но так не везде. Где-то композиторам очень трудно выбиться в свет. У нас пока нечто среднее. Лишь некоторые сочинители могут прокормить себя сами. Например, те, кто пишет музыку к фильмам, телесериалам.
- Процедура вступления в Союз композиторов усложнилась или стала легче?
- Мы оставили ее прежней. Вступить в союз может каждый яркий талантливый человек (композитор или музыковед). Существует приемная комиссия - она рассматривает заявки. Есть секретариат, где очень серьезно изучаются кандидатуры. Не всегда они поддерживаются. Важно, чтобы люди пришли в союз уже состоявшимися музыкантами.
- Вы член совета Российского авторского общества, которое в последнее время сотрясают скандалы. Ваша позиция относительно происходящего?
- Надеюсь, что этот конфликт закончится. Я не так давно вошел в совет РАО и, может, знаю не все нюансы. Но могу сказать, что авторские организации - РАО, ВОИС, РСП - хорошо работают: сборы сильно увеличились. Мне кажется, тут надо не шашкой рубить, а подойти серьезно, чтобы права авторов не были ущемлены, а сами организации были бы более открытыми и, думая об авторах, не просто занимались сборами.
Необходимо помогать авторам с раскруткой. Должен быть какой-то пиар, надо проводить различные публичные акции… Если бы эти организации больше внимания уделяли этой работе, я считаю, что доход увеличился бы. Когда работа пойдет в этом направлении, а не в направлении тяжб и драк - все только выиграют.
- Вы готовы им в этом содействовать?
- Союз композиторов России вел переговоры с РАО о совместных проектах. С другими организациями тоже такие проекты возможны. Самое главное, чтобы было желание этих организаций. Они должны понимать, что нельзя ограничиться просто бухгалтерией. Их задача - способствовать развитию нашей культуры.
- Многие авторы жалуются на непрозрачность схемы отчислений и очень маленькие суммы...
- Огульно говорить, что мало платят, не совсем правильно. Но я знаю, что РАО хочет компьютеризировать свою систему. По-моему, РСП и ВОИС - тоже. Тогда не будет вмешательства человека в процесс начисления денег. Автор должен иметь возможность зайти в интернет и посмотреть, что у него там накапало. Вот самое разумное решение этих проблем.
- Для автора лучше, когда одна организация всем этим занимается, или когда этих организаций три, как сейчас? Год назад уже была попытка объединить их...
- Как сложилось, так сложилось. РАО занимается одними вопросами, ВОИС - другими, РСП - третьими. Поэтому, собственно, так и было сделано. Ломать быстрее, чем создавать.
- Конфликты сотрясают и сам Союз композиторов. У вас были очень непростые выборы после смерти предыдущего главы организации.
- Да, съезд проходил дважды. На первом мы не смогли договориться - было много проблем.
- Но и сейчас согласия у вас нет. Появляются альтернативные композиторские организации, движения. Например, «Могучая кучка XXI века» объявила об учредительном съезде. Как вы к этому относитесь?
- Если это не нарушает законодательство, то ради Бога. Но если будет десять организаций - будут распыляться силы, как мне кажется. К счастью, Союз композиторов сохранил свой стержень - не раздвоился, не размножился. Мы едины, мы творим.
- «Поэт в России больше, чем поэт». А каково назначение композитора в современном мире?
- Музыканты должны работать и помогать своей стране. Вот, скажем, в Сирию приезжал оркестр Мариинского театра. Я считаю, это потрясающе. Валерий Гергиев - не только великий дирижер, но и великий организатор. Он сделал это вовремя. Как и с Южной Осетией во время грузино-осетинского конфликта. Музыка становится объединяющим началом. Композиторы работают в разных жанрах и стилях, но вместе они делают общее важное дело, обогащают и продвигают нашу культуру. Они нужны России.
Нет комментариев