«Спектакль, длинною в 8 актов»: зеленодольский театр «Хамелеон» на пороге новых открытий
Городскому камерному театру «Хамелеон» 3 февраля исполняется 8 лет. Вспомним прошлое, поговорим о настоящем и заглянем в будущее уникального молодого театрального коллектива.
Вот уже восемь лет «Хамелеон» демонстрирует свое видение на современный театр. Хотя невольно задаешься вопросом – какой он современный театр? Полный экшена и современных технологий? Или же наполненный многочисленными монологами современного человека? В понимании труппы «Хамелеона» – это театр, который происходит здесь и сейчас. Мы люди этого века, мы современники. Да, в новом театре возможно многое, но не все с эстетической точки зрения.
Начиная свой путь, ребята формулировали тему, которая будет проявляться в каждом спектакле. Шло время, приобретался опыт создания спектакля именно авторского, начиная со сценария и заканчивая декорациями ( спектакли «Конечно, Вася!» и «КарлSON») . Были спектакли, которые соединяли в себе несколько произведений, разных авторов (метод, по которому работает режиссер Дмитрий Крымов). Был поиск-эмоция, что отличает молодые коллективы. Это и в жизни так, молодой человек бросается в любовь без оглядки. И вот к новому витку развития камерного театра (в 2015 году театр обретает новый дом – лицей им. Пушкина) основная тема была найдена. «Человек». Простая, но сложная тема для молодых ребят начиная с семнадцати лет.
- Большинство спектаклей мы начинаем разбирать и ставить... с боли. Я даже задавался вопросом, ну что это за напасть такая, молодые актеры, а мы про боль. Но я поговорил со своим мастером из театрального университета (мы до сих пор общаемся, поддерживаем очень теплые отношения). И он подтолкнул меня к мысли – только через горе, боль мы можем познать истинную радость, настоящее счастье. В этом и есть природа театра – человек и его боль. Думаю, вся русская классика построена на сильном душевном переживании одного человека, — говорит художественный руководитель театра Игорь Игнатьев.
Многие уже посмотрели наш спектакль «Дон Кихот». Он уже стал победителем театральных фестивалей. В нем действительно большое место занимает сильное душевное переживание. Оно здесь главенствующее.
За восемь лет, набрав опыт, мастерство, театр смог показать то тонкое полотно, кружево человеческой души, которое является самой нежной материей в природе.
-Приступая к новому спектаклю, я не знаю, каким он будет в итоге. Это и пугает, и радует. Несколько раз, сидя в зале, во время репетиций, я ловил себя на мысли,что такое уже было в том спектакле, а это было в другом... Мне неинтересно дублирование, и поэтому каждый спектакль мы с ребятами будто отправляется в новое «плавание с аквалангами» – хватит ли воздуха? Доплывем ли до нового необитаемого острова? Удастся ли его открыть? Надеюсь, – рассказывает Игорь Игнатьев.
В 2019 году, в Год Театра, «Хамелеон» показал рекордное количество спектаклей. Все спектакли, которые были в репертуаре, коллектив восстановил.
- После показа «Дон Кихота» в Казанском ТЮЗе, в мае, мы с ребятами поняли, что надо идти к новым берегам. «Дон Кихот» - спектакль хороший, но он уже наполнен, он хочет плыть дальше. И мы с ребятами решили, что в будущем пятом сезоне мы отыграем несколько спектаклей в последний раз. Тем более, что новое просится само. Сам материал возникает ниоткуда и требует сцены. Да и ребята хотят нового...
За 8 лет у «Хамелеона» более тридцати полноценных спектаклей классических и современных авторов. Совсем недавно в репертуаре появилась уникальная для нашего города постановка – «Наташина мечта», современного российского автора. В спектакле одна заглавная роль, и ее исполняет актриса театра Надежда Степанова. Спектакль играется прям на сцене, и создает эффект присутствия. Ребята сделали камерный спектакль в камерном театре.
- Это очень сложно играть в зале, в котором всего 30 мест, а ты на расстоянии вытянутой руки. Вспомните, как в детстве вы стеснялись рассказывать стихотворение, стоя перед родственниками и гостями. Надя боялась любить так, как любит Наташа, но смогла … думаю и в дальнейшем этот спектакль будет в нашем репертуаре.
Театр с каждым годом набирает ход. Прибавляются, как говорит Игорь Игнатьев, и «околотеатральные радости». Это люди. Неравнодушные. Творческие. Они не играют на сцене, они создают, формируют театр. Это художник Сергей Царев, это его сценография и костюмы в спектакле «Гоголевская трагикомедия» завоевали специальный диплом на международном фестивале в Сочи. Это дизайнеры Марина Кузьмина и Вилена Ахмадуллина (автор главной эмблемы театра). Учитель Виктор Савельев (главный вдохновитель спектакля «Мое море»). Директор Пушкинского Лицея Валентина Васильевна Кибец. Журналист Татьяна Витовская, человек, чье неравнодушие к театру помогает ему вновь и вновь быть услышанным жителями города.
- Я взрослею вместе с театром. Когда-то хотел все и сразу. И сцену, и целую труппу больших артистов, и декорации. Но нет... Все приходит постепенно. И только большим трудом. Сейчас я мечтаю о том, чтобы у нас в театре появились рукастые работники сцены. У нас с каждым спектаклем все интереснее, а значит сложнее декорации, когда-нибудь и об этом мы будем вспоминать с улыбкой, надеюсь, вместе с нашими работниками сцены... У меня есть мечта. Иметь свой собственный театральный Дом. Современный, главное — камерный, чтобы в нем были всегда молодые ребята. Я совсем недавно открыл для себя Воронежский Камерный Театр. Я влюбился в него. У них все органично, все полноценно. Дом, труппа, спектакли. Главный режиссер и создатель театра – Михаил Бычков, замечательный человек, профессионал. И я разделяю его точку зрения, что хороший и сильный театр возможен и в малых городах, — делится Игорь Игнатьев.
Театр «Хамелеон» на пути нового, как они говорят, витка своей театральной истории. Думаю, можно порадоваться, а, может, и гордиться этим культурным явлением в нашем городе.
Алекс Кох
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев