Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Интересные факты времён СССР: Как бывший житель Зеленодольска производил задержание зятя Брежнева

Наша газета неоднократно рассказывала о земляках, которые тем или иным образом были вовлечены в значимые события истории нашей страны. Сегодня у нас в гостях человек, который поведал интересные факты времён СССР.

Выпускник школы №1, а затем юридического факультета Казанского госуниверситета Равиль ВАФИН, входил в легендарную следственную группу Прокуратуры СССР Гдляна-Иванова. Он распутывал знаменитое «милицейско-кремлёвское» дело, которое в то время называли «хлопковым», оно привело к аресту некогда всесильного зятя Брежнева – Юрия Чурбанова. Зеленодолец, а также двое его коллег по группе, проводил задержание мужа Галины Брежневой. На тот момент нашему герою было всего 28 лет.

 

Наш земляк Равиль Вафин входил в следственную группу по расследованию знаменитого «хлопкового дела»

 

 

Впрочем, обо всём по порядку. 

После окончания КГУ Равиля Вафина по распределению направили на работу в органы прокуратуры Мурманской области, где он, сменив ряд должностей, стал работать следователем по особо важным делам областной прокуратуры.

– В начале января 1985-го меня пригласил первый заместитель прокуратуры области Юрий Смирнов на ознакомление телетайпограммы из Москвы, подписанной Генеральным прокурором Александром Рекунковым, где говорилось о вызове в следственную бригаду. Я ещё не знал, что мне предстоит отправиться в Узбекистан почти на шесть лет. Откажешься – на дальнейшей карьере можно ставить крест. Поэтому пришлось собираться в путь, оставив молодую жену с грудным ребёнком на руках (Ринату тогда было пять месяцев).

Так, 15 января наш земляк оказался в Ташкенте, где его включили в состав следственной группы прокуратуры СССР, с апреля 1983-го расследовавшей уголовное дело о взяточничестве в органах внутренних дел Узбекистана.

К тому времени уже были арестованы ряд руководителей УВД Бухарского облисполкома, первый секретарь обкома КПСС Каримов и другие руководители области. Нашему земляку поручили расследовать уголовное дело в отношении замначальника УВД Владимира Мулина. После успешного его завершения в августе 1985-го и направления его в суд, Вафина включили в группу, расследовавшую уголовное дело в отношении первого секретаря Бухарского обкома Абдувахида Каримова. Позже у него изъяли денег, облигаций, ценностей, золота и украшений более чем на шесть миллионов рублей!

– Это было одно из первых уголовных дел, по которому привлекалось первое лицо области, – продолжил Равиль Джагфарович. – Каримов давал показания, от кого получал и кому давал взятки. Вначале «верхняя часть» процесса была засекречена, и только когда Каримову стали предъявлять обвинение в окончательной редакции, мы узнали, что он делал подношения и бывшему замминистра МВД СССР, а на тот момент заместителю начальника главного управления внутренних войск МВД СССР, зятю руководителя страны Юрию Чурбанову. До нас доходили слухи, что он нечист на руку, а тут уже конкретные факты – было выявлено одно из его преступлений.

В сентябре 1986-го меня переключили на окончание уголовного дела о взяточничестве в системе МВД СССР. Ранее признавалось, что взятки давали или получали за конкретные действия или бездействия, а здесь – «за благоприятное расположение». Это, вроде как, и не взятка, а «подношение», но в перспективе его можно было использовать в своих интересах. Поэтому по ходу следствия менялось законодательство, и всем фигурантам (а это десятки высокопоставленных чиновников и сотрудников милиции) начали предъявлять обвинения в новых редакциях.

1985 год, о котором рассказывает наш собеседник, – время окончания правления Константина Черненко и прихода к власти Михаила Горбачёва. Замаячила перестройка, но антикоррупционный маховик, запущенный их предшественником Юрием Андроповым, ещё работал. Аресты следовали один за другим. 
Были арестованы начальники УВД почти всех облисполкомов Узбекистана, министр МВД Яхъяев, замминистры Кахраманов и Бегельман. По сути, было обезглавлено всё министерство внутренних дел республики, а страх взяточников перед всесильным КГБ был так велик, что некоторые, не желая попасть под следствие, сводили счёты с жизнью самыми экзотическими способами. 

– Например, после того, как Чурбанову стало известно о вынесенном постановлении об аресте очередного министра внутренних дел Узбекистана Эргашева, только что снятого с должности, он сдал ему эту информацию, и тот застрелился в своей квартире. Якобы застрелился (так было отмечено в уголовном деле) и замминистра внутренних дел Давыдов. Хотя его самоубийство у нас вызывало большие сомнения: стрелял он себе в голову… три раза.

В октябре 1986 года мне поручили расследование дел в отношении начальника УВД Бухарского облисполкома Норова, Навоийского облисполкома Махамаджанова и замминистра МВД республики Кахраманова. Параллельно развивалось расследование в отношении партийных руководителей областных центров Узбекистана. Так, был арестован первый секретарь Кашкадарьинского обкома КПСС Гаипов, который оказался очень сильным, волевым мужчиной. При задержании в мае 1985 года по месту его жительства он покончил жизнь самоубийством, нанеся себе несколько ножевых ранений. 

Летом 1986-го был арестован первый секретарь Каракалпакского обкома КПСС Камалов. Мне пришлось участвовать в изъятии у его родственников и доверенных лиц ценностей: только денежных средств обнаружили на сумму около четырёх миллионов 641 тыс. рублей, десятки золотых часов и изделий из золота, множество украшений, бусы из натурального жемчуга, всего на сумму около шести миллионов рублей – гигантские деньги по тем временам! 

К концу 1986 года наша следственная группа, собранная со всего Союза, насчитывала уже около 250 человек.

В январе 1987 года Равиля Вафина перевели на работу в центральный аппарат Прокуратуры СССР, сначала назначили на должность старшего следователя следственной части Главного следственного управления, а в мае 1989-го – следователем по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР, при этом он продолжал расследовать коррупцию в системе МВД. Он тогда и предположить не мог, что вскоре ему предстоит задерживать зятя Леонида Брежнего…

 

На Леонида Ильича Брежнева Юрий Чурбанов произвёл благоприятное впечатление, и он дал добро на свадьбу

 

Продолжение следует
 

 

 

Справка

Юрий Чурбанов – первый замминистра внутренних дел СССР (1980-1983), замначальника главного управления внутренних войск МВД СССР (1983-1986).

Генерал-полковник, зять Леонида Брежнева, был женат на его дочери вторым браком.

В 1964-м окончил философский факультет МГУ, в органах внутренних дел – с 1961-го. В 1967-1971 годы –
замначальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД СССР, подполковник.

Случайно познакомился в ресторане с 40-летней Галиной Брежневой. Через неделю их бурного романа
дочь генсека познакомила подполковника с папой, на Леонида Ильича ухажер произвел благоприятное впечатление, и он дал добро на свадьбу. Карьера «зятя №1» резко пошла вверх, в народе родилась шутка: «Не имей сто баранов, а женись, как Чурбанов».

Но в ноябре 1982-го Брежнев умер, положение Чурбанова пошатнулось, и в январе 1987-го его арестовали по подозрению в коррупции по «узбекскому делу». В 1988-м приговорили к 12 годам с конфискацией имущества, лишили звания и всех наград. Тогда говорили, что в его лице «судили эпоху».

Отбывал наказание Чурбанов в Нижнем Тагиле, в 1990-м, когда он ещё сидел, Галина Брежнева подала
на развод.

В 1993-м президент РФ Борис Ельцин помиловал опального генерала. В 1994-м Чурбанов женился в третий раз. Скончался на 77-м году жизни в 2013 году после двух инсультов.

 

Юрий Чурбанов похоронен на Митинском кладбище в Москве

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев