Волжско-Камский заповедник мог стать первой особо охраняемой природной территорией в Российской империи
В этом году наша страна празднует 100-летие со дня образования заповедной системы. Ещё при царе, 11 января 1917 года, на берегу Байкала был образован заповедник №1 - Баргузинский. Но, оказывается, первой особо охраняемой территорией в России могла стать наша Раифа.
Об этом рассказал на открывшейся выставке, посвящённой истории образования Волжско-Камского заповедника, его директор Юрий Горшков. На мероприятие, приуроченное к Году экологии, пригласили министра экологии и природных ресурсов РТ Фарида Абдулганиева, руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ Фарита Хайрутдинова и главу ЗМР Александра Тыгина.
Гостей встречали, как полагается - всем миром
Визит вызвал интерес и у коллег с республиканского телевидения
Традиционная ленточка пала от рук директора заповедника (слева) и представителя Росприроднадзора по РТ
Раифская часть заповедника уникальна. Здесь, на небольшом участке, в направлении с юга на север, лес меняется со светлого лиственного до хвойного и непроходимого, похожего на тайгу.
Ещё в 1917 году профессор Андрей Гордягин, позже член-корреспондент Академии наук СССР, основатель казанской геоботанической научной школы, издал книгу «Описание Раифского лесного заповедника» (она в единственном экземпляре хранится в музее). В ней написано, что в Раифе планировали создать первый в Российской империи заповедник. Был подготовлен и соответствующий проект. Но разразилась революция, затем - Гражданская, и стало не до охранных природных зон. В 30-е повторно подготовили проект, и опять на пути создания биосферной территории встала война. В итоге Волжско-Камский заповедник открыли только в апреле 1960 года.
Министр экологии (в центре) слушал лекцию внимательно
Заинтересованные слушатели
Казацкие песни в исполнении трио из Раифы «Притча»
- Нынче страна празднует столетие заповедной системы России, - подытожил Юрий Горшков. - Мы знаем, что первым заповедником был Баргузинский, открытый в 1917 году. А могло бы случиться, что первенца создали у нас!
Директор заповедника Юрий Горшков выступил в роли экскурсовода
Ветеран заповедника Валерьян Гаранин на стенде музея…
…и в нынешней жизни
Первым директором Волжско-Камского заповедника был участник Великой Отечественной войны Георгий Шубин. Он работал здесь всего год, но оставил яркий след в памяти коллег (некоторые из которых до сих пор в строю). Так, Валериан Гаранин, работающий в местной природоохранной системе с 1948 года, рассказал, что Георгий Шубин, будучи разведчиком в годы войны, «на себе доставил семьдесят языков»! Этот факт отражён на стендах экспозиции. Валериан Иванович - живая легенда, всю жизнь занимается экологией животных, герпетологией, историей науки. Он автор и соавтор более 350 работ.
Заповедника не было бы, если бы не директор Раифского лесхоза Владимир Веткасов, который в 1957-м отказался выполнить приказ о вырубке местных сосняков, за что его сняли с должности. Этот инцидент ускорил создание здесь особой природоохранной зоны. И даже выдающийся химик Александр Арбузов внёс свой вклад в, казалось бы, незнакомую для него отрасль. Во время массового закрытия заповедников в СССР в начале 60-х академик спас Волжско-Камский от ликвидации. Потому что настоящие учёные знают: заповедники - это высшая форма охраны природы!
Фото на память
- У меня ощущение, будто я побывал в экспедиции, - поделился впечатлениями министр экологии РТ Фарид Абдулганиев. - Особенно ценно то, что экскурсию по выставке провели квалифицированные специалисты, посвятившие многие годы изучению природы.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев