«Вызываю огонь на себя»
Радист Михайлов прошел от Сталинграда до Берлина
Алексей Михайлов встретил войну с Германией на Дальнем Востоке
Второго февраля исполнилось 83 года со дня окончания Сталинградской битвы, длившейся двести дней и ночей. В эту знаменательную победу над врагом, ставшую коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны, свой вклад внесли и зеленодольцы.
Одним из них был Алексей Александрович Михайлов. Уроженец села Веденская слобода Верхнеуслонского района приехал в Зеленодольск в середине тридцатых. Окончив ФЗУ, устроился слесарем на завод имени А. М. Горького. Однако поработать на судоверфи ему довелось недолго. В 38-м Алексея призвали на военную службу, где он освоил радиодело.
Весть о нападении фашистской Германии на нашу страну застала Алексея Михайлова на Дальнем Востоке, но на передовую он попал не сразу. Его дальнейшая армейская судьба оказалась тесно связана с 87-м артиллерийским полком 39-й стрелковой дивизии, сформированной в Подмосковье.
Боевое крещение радист Михайлов получил в середине августа 1942 года, на подступах к Сталинграду. В междуречье Дона и Волги, самоотверженно сражаясь, его часть пыталась всеми силами сдержать наступление превосходящих сил противника, рвавшегося на восток.
Понеся большие потери, 39-й дивизии всё же пришлось отойти в Сталинград, где, получив подкрепление и перейдя в подчинение ставшей впоследствии знаменитой 62-й Армии генерала В.И. Чуйкова, она заняла новый рубеж обороны — территорию завода «Красный Октябрь».
Позднее, на страницах многотиражки «Горьковец», Алексей Александрович скупо вспоминал о тех боях:
«Атаки немцев повторялись одна за другой, но защитники города неизменно стояли на своих позициях. „Россия большая, а отступать некуда“, — говорили бойцы. Немцев нельзя было допускать на Волгу. Так мы отстояли Сталинград».
За мужество и героизм многие солдаты и офицеры подразделения тогда были отмечены орденами и медалями, в том числе и Михайлов. А 39-я стрелковая дивизия стала гвардейской, ведь, по словам легендарного военачальника Василия Ивановича Чуйкова: «Её бойцы отступления не знали».
После разгрома и пленения фашистских войск под Сталинградом фронт стремительно покатился на запад. Алексею Михайлову довелось освобождать сёла и города советской Украины: Купянск, Барвенково, Днепропетровск, Днепродзержинск, Никополь, Новый Буг, Одессу.
Но особо он отличился в сражениях на запорожской земле в октябре 1943 года, за что был награждён медалью «За отвагу». В приказе № 25 по 87-му артполку говорилось:
«Товарищ Михайлов находился во время боёв на наблюдательном пункте и в боевых порядках пехоты, откуда посредством радиосвязи передавал данные о расположении огневых точек противника, мешающих продвижению нашей пехоты вперёд, и которые артиллерийским огнём уничтожались. Радиосвязь, благодаря его хорошим знаниям, была обеспечена бесперебойно».
Гвардии старший сержант А.А. Михайлов закончил войну в Берлине
Свою вторую медаль «За отвагу» Алексей Михайлов получил в одном из боёв под Ковелем. Благодаря его смелым и умелым действиям на переднем крае 18 июля 1944 года нашим артиллеристам удалось подавить две миномётные батареи, уничтожить три пулемётных расчёта и блиндаж противника.
Вместе со своими сослуживцами по 87-му артполку Алексею Александровичу пришлось освобождать и Польшу. Первым крупным городом на их пути был Люблин, овладев которым советские части за считанные дни вышли к Висле, южнее Варшавы. Первого августа гвардейцам 39-й стрелковой дивизии удалось форсировать реку и создать небольшой плацдарм в районе города Магнушев.
В числе первых переправившихся через водную преграду был и радист Михайлов. В его наградных документах об этом сказано следующее:
«Старший радиотелеграфист первого дивизиона гвардии старший сержант Михайлов А. А. в боях при форсировании реки Висла проявил мужество, отвагу и героизм. Он первым перебрался в лодке, под сильным артиллерийско-миномётным и пулемётным обстрелом врага, вместе с командиром взвода управления батареи, на левый берег реки и обеспечил связь с огневыми позициями. В результате чего обнаруженные цели (три станковых пулемёта, три ручных пулемёта, одно противотанковое орудие и одна миномётная батарея) были уничтожены, что способствовало успешному выполнению боевой задачи нашей пехоты».
За этот подвиг командиры 87-го артполка и 39-й стрелковой дивизии без колебания представили Алексея Александровича к званию Героя Советского Союза. Однако вышестоящее начальство было иного мнения. Целых полтора месяца армейское командование решало, чем же наградить простого радиста: орденом Красного Знамени или Отечественной войны 1 степени. В итоге нашему земляку вручили последнюю награду.
А магнушевский плацдарм сыграл важную роль как в освобождении самой Варшавы, так и всей левобережной Польши.
На всю оставшуюся жизнь Алексей Михайлов запомнил сражения за другой польский город — Познань, превращённый немцами в крепость.
Об одном из памятных эпизодов той битвы он рассказал на страницах «Зеленодольской правды» в феврале 1983 года:
«Мы там чуть не угодили в лапы к гитлеровцам. Дело поначалу было обычное. Мы уже не раз пробирались в тыл к противнику и оттуда корректировали огонь своих пушек.
На этот раз, под командованием гвардии старшего лейтенанта Магалифа, с двумя разведчиками мы расположились в тылу у немцев, на чердаке небольшого дома. Но были вскоре обнаружены. Окружили нас со всех сторон вражеские автоматчики, фаустники и снайперы. Положение наше казалось безвыходным, но мы продолжали изобретательно обороняться, отбиваться от наседавших фашистов. Это нам удавалось, ведь мы имели богатый опыт ведения уличных боёв ещё начиная со Сталинграда. Там мы иногда тоже оказывались в подобных ситуациях, но в конце концов всегда находили выход.
Гитлеровцы всё-таки подобрались к дому вплотную и, казалось, вот-вот забросают чердак гранатами. Тут гвардии старший лейтенант шепнул мне координаты, приказав передать их нашим артиллеристам и немедленно просить беглого огня. Я так и поступил. Не прошло и минуты, как на нас посыпались снаряды. Они рвались буквально рядом с домом. Гитлеровцы заметались, их сдуло словно ураганом, а многие из них так и остались лежать на улице польского города.
Только теперь я догадался, что гвардии старший лейтенант запросил огня на себя, рискуя всей группой, но не желая попасть живым в руки фашистов. Мы незамедлительно воспользовались обстановкой: выскочили из дома и, расчищая путь гранатами и автоматными очередями, выбрались к своим. Что характерно, никого не поцарапало ни осколком, ни пулей. На войне тоже бывает везение...».
За успешные действия по освобождению Познани 87-му артполку 39-й гвардейской стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта, в котором служил Алексей Александрович, приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено почётное наименование «Познанской».
Во время штурма Берлина заслуги радиста Михайлова были отмечены уже орденом Славы третьей степени. В наградном листе об этом говорилось:
«Гвардии старший сержант Михайлов А. А. в бою 17 апреля 1945 года в районе села Долгелин, находясь в боевых порядках пехоты, держал бесперебойную радиосвязь между командиром дивизиона и командиром батареи, чем обеспечил своевременное открытие огня по контратакующему противнику, и в результате было отбито две контратаки противника. При этом батареей уничтожено два станковых пулемёта, одна автомашина и до двух отделений солдат противника».
В самом фашистском логове бойцы 39-й дивизии брали южную часть парка Тиргартен и зооботсад, где находился штаб командующего обороной Берлина генерала Гельмута Вейдлинга.
Пройдя славный боевой путь от берегов Волги до Шпреи, в конце 1945 года Алексей Александрович вернулся в родные места и на завод имени А. М. Горького, где проработал до выхода на пенсию. В Зеленодольске избирался депутатом горсовета, входил в состав партбюро предприятия и цехком профсоюза, вёл большую общественную работу.
P.S. Автор признателен заведующей музеем завода им. Горького Диляре Егоровой за помощь в подготовке статьи.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев