Воспитание чувств, или Почему так мало учителей водят свои классы в музеи и галереи
Мое воспоминание из детства. Просыпаешься в доме у бабушки и первое, что видишь, – репродукция на стене. Поленов. «Московский дворик». Я изучила ее до мельчайших подробностей
Тогда во многих домах на стенах висели репродукции великих художников – Саврасов, Васнецов, Левитан. А по радио бесконечным потоком шли отрывки из классических опер, знаменитые романсы. И огромное число людей, живших в те времена, невольно приучали свой глаз и слух к настоящему искусству.
Когда во взрослой жизни я увидела в Третьяковской галерее «Поленовский дворик» – замерла от восхищения не только от живописи невероятной красоты, но и от того, что словно вернулась в дом к бабушке, в детство…
Как связаны наши эмоции из детства со взрослым мировосприятием? Кому нужно искусство в небольшом провинциальном городе? Об этом наш сегодняшний разговор с директором Зеленодольской Художественной галереи Татьяной Садковой.
– В Зеленодольск недавно приезжали гости из разных районов Татарстана в рамках Культурного десанта. Пообщавшись, с удивлением узнала, что во многих районных центрах нет Художественной галереи. А для зеленодольцев ее наличие – невероятный бесценный подарок!
Но проблема в том, что посещают галерею далеко не столько людей, сколько бы хотелось.
Меня всегда удивляет, когда спрашивают: «А у вас сейчас идет какая-нибудь выставка?». Поверьте: у нас очередь на то, чтобы выставиться со своими работами! Достаточно плотный график: одна выставка завершается, на следующий день открывается новая. Обновление практически каждый месяц.
– Не раз слышала от гостей, что зеленодольская галерея по уровню выставок может соперничать с республиканскими…
– Стараемся соответствовать, потому что это прекрасная подпитка новыми знаниями, идеями. Приведу в пример музейное дело в Йошкар-Оле, которое очень активно развивается. Недавно музейный комплекс пополнился новым выставочным залом. Национальная Художественная галерея находится в одной локации со зданиями правительства республики: и какая бы ни приезжала делегация, в том числе иностранная, для нее предусмотрена экскурсия в галерею.
Мы приглашаем марийских художников к нам, сами привозим в Йошкар-Олу экспозиции. Стараемся делать разноплановые, разножанровые выставки. Чтобы представить зеленодольцам многоликое искусство, удивить, показать, насколько богат и разнообразен мир творчества.
– Как правило, СМИ публикует восторженные отзывы. А бывает, что пришедшие разочарованы увиденным?
– Бывает, что мне интеллигентно говорят: «Мы сегодня не совпали с художником, ожидали увидеть классическую живопись, а тут новомодные течения…». Я считаю, что надо знакомить с разными направлениями. Если человек готов к восприятию нового, хочет познавать мир, на мой взгляд, это признак молодости его души.
Сейчас у нас идет выставка удивительного мастера Геннадия Сарандова, где представлены 160(!) работ по дереву, бересте, графика. Поток людей очень большой, чему мы очень рады.
Но ходят в основном люди, действительно, трепетно относящиеся к искусству. А новых лиц мало. Это говорит о том, что огромное количество зеленодольцев лишают себя этой радости воспитания чувств.
– Нет опыта посещения музея?
– Совершенно верно! Хотя в последнее время ситуация начала меняться, сегодня во всем мире стало модно ходить в музеи. Ведь именно там можно увидеть картину размером со стену или необычную скульптуру… Конечно, можно за всю жизнь ни разу не побывать в галерее, но, поверьте, это обделило вас прекрасными и ни с чем несравнимыми эмоциями.
Мне недавно довелось быть членом жюри детского конкурса. Девочки использовали в своей работе картину, найдя ее в интернете. Я пригласила их в галерею. Они пришли первый раз в жизни и смотрели на всё, раскрыв рот. Оказывается, сколько идей можно здесь почерпнуть!
– Тем более дети более открыты новому…
– И мы не случайно делаем ставку на них. Мы открыли творческие студии, где юные могут раскрыть свой талант рисовать, лепить. Занятия помогают развивать, помимо творческих навыков, и концентрацию внимания, того, что многим детям не хватает в обычной школе. После мастер-класса обязательно делаем экскурсию по выставке. Это и профориентация: кто знает, может, маленький творец в будущем станет художником или искусствоведом.
Я сама недавно прошла обучение и теперь веду мастер-классы для маленьких. И радуюсь, что родителей, желающих приобщать детей к творчеству, становится чуточку больше.
– Вспоминаю, когда дочь училась в школе, ее классный руководитель гимназии №3 Любовь Васильевна Чернова постоянно водила наш класс на все выставки. Мы пересмотрели многие спектакли в театрах Казани…
– А я могу назвать всего несколько фамилий тех, кто сегодня приводит к нам детей на выставки. Увы, не ходят сами учителя! Даже на бесплатные открытия…
– Интересно, а какие школы всё же бывают в галерее?
– Мы сделали мониторинг за год, оказалось, всего пять школ: очень активно – лицей №14; редко, но приходят из гимназии №3, лицеев №1 и №9; с недавнего времени стали чаще бывать дети из гимназии №5.
Мы стараемся делать не скучные хождения по выставке, у нас всегда интерактив. Например, на экспозиции по сказкам Пушкина дети у нас ловили неводом… качества старухи, старика, узнали, что море тоже персонаж. Для начальной школы придумали уроки «Кот в сапогах», «Муха Цокотуха», основанные на сказках, они сопровождаются визуальным рядом из мульфильмов и, конечно же, переплетаются с живописью, прикладным искусством. Мы проводим необычный урок про экологию, связав его с пейзажами, где художники черпают вдохновение. У нас сегодня и квесты, и квизы – всё, что может увлечь современных детей.
Но мы хотели бы получить обратную связь от педагогов, работать в тандеме.
– Татьяна Петровна, назовите тех, кто уже сегодня дает эту обратную связь.
– Постоянно к нам приводят своих учеников педагоги лицея №14 Гульнара Гарифулловна Газимзянова и Светлана Сергеевна Лавонина. Не случайно многие воспитанники Лавониной учатся сегодня в Художественной школе. Спасибо и директору лицея №14 Ольге Владимировне Купоросовой, она сама у нас частый гость и учителей на это нацеливает.
Педагог, понимающий, насколько велико влияние на ребенка искусства, – Оксана Андреевна Руппель из лицея №9.
Вот, пожалуй, и всё…
– Раньше можно было свалить на то, что ходить в театры и музеи дорого, но ведь сегодня есть Пушкинская карта.
– Именно! Спасибо правительству, что подарили всей стране эту возможность. Мы, к примеру, по Пушкинской карте приглашаем на очень интересный проект «Химия в искусстве», планируем «Географию в искусстве».
Более того, стараемся пропагандировать не только свою галерею. Поезжайте с детьми в Центр «Эрмитаж-Казань», там сейчас проходит выставка «Не верь глазам своим», где представлены живопись, графика из собрания Государственного Эрмитажа о многообразии обманок прошлых веков. То есть оригинальных возможностей приобщить детей к настоящему искусству масса.
Недавно смотрела интервью с Николаем Цискаридзе, который обратил внимание на то, что сегодня много внимания уделяется правам ребенка. «…А он должен получать и обязанности! И в первую очередь – учиться и развиваться!». И как не согласиться с его мнением, что у нас чего-то слишком много – шоу, к примеру. Может, стоит такого потребления уменьшить и обратить внимание на то, что действительно развивает и обогащает Душу.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев