Насколько опасна зависть, как бороться с этим страшным грехом - об этом наша сегодняшняя беседа с благочинным Зеленодольского района отцом СВЯТОСЛАВОМ.
В одной из монографий утверждается, что некие святые считают, что «вернуть себе благорасположение завистника добрыми поступками невозможно». Наш собеседник категорически не согласен с этим утверждением:
- Церковь как раз говорит об обратном: только добрые дела способны победить зло. Зависть - это страшный грех, в котором человек вступает в спор с самим Богом. «Как так, почему ему, а не мне? Почему он богаче живёт? Почему у него жена красивее?» - рассуждает завистник. Вряд ли кто-то может сказать, что зависть хоть кому-то сумела помочь в жизни. Пример тому - знаменитая библейская история про Каина и Авеля, где это греховное чувство довело до братоубийства.
Священник уверен: зависть выжигает человека изнутри, мешает ему объективно оценивать мир, друзей, своих близких. Кто-то скажет: это его проблемы, ведь он, прежде всего, сам себе вредит.
«Но эта страсть бывает и деятельной! Завистник начинает совершать подлости, подсиживает сотрудников.
Мало того, я уверен, что бунты, мятежи, государственные перевороты нередко двигались именно завистью.
Сколько людей уничтожили только за то, что они лучше работали».
Однозначного ответа на то, как вести себя человеку, если он стал объектом зависти, нет. Надо поступать по ситуации. Если зависть очевидная, то отец Святослав считает, лучше поговорить с завистником. «Ты уже не станешь ему доверять какое-то дело, у тебя на это будут веские причины. А если завистник тайный - это ведь не диалог, а монолог, это он себе что-то придумал - лучше пойти по принципу «добрых дел».
Нет однозначного ответа и на вопрос, как завистнику бороться с выжигающим его изнутри чувством. Здесь проще верующему: он может раскрыть свой грех на исповеди и услышать от духовного наставника добрый совет.
А вот человеку светскому остаётся самому бороться со своей страстью, главное - её осознать, и понять, что она прямо вредит твоему здоровью, и даже может привести к болезни. Мало того, приводит к более тяжким порокам - злословию, ненависти, клевете, ябедничеству, наушничеству. Отсюда - вражда, раздоры, а тут и до физического ущерба одной из сторон недалеко.
В аскетике есть эффективный приём борьбы со страстями: нужно насаждать в своём сердце добродетель, прямо противоположную захватившему тебя греху. Выглядит это приблизительно так: ты скуп - получи радость от щедрости, гневлив - познай удовольствие от сдержанности. И так далее.
Подводя итог беседы, отец Святослав сказал: «В любом случае зависть нужно искоренять в себе, потому что она приводит и к ущербу здоровья, и к житейскому неблагополучию, и даже толкает на преступления. Поборов этот порок, выиграют все стороны - и завистник, и его окружение».
Источники порока
Богословы считают, что источниками зависти являются себялюбие и его главные порождения - гордость, тщеславие, снобизм. Человек полагает, что он так «крут», что лучше него никого не может быть в принципе, и если видит, что кто-то живёт богаче, счастливее или делает в профессиональном плане что-то лучше него, это приводит завистника в неистовство.
Нет комментариев