Дочь воина Великой Отечественной делится воспоминаниями от отце: «На фронте ноги примерзали к сапогам…»
Героическое прошлое россиян, боевой путь и ратные подвиги — в год 75-летия Победы эти темы стали актуальны как никогда. В редакцию идут люди, чтобы рассказать о том, как предки защищали Родину. Одна из них — Тамара Архиреева, которая рассказала о своем отце-фронтовике Иване Бритвине.
— Мой папа Иван Васильевич Бритвин был призван на фронт из Нижнего Тагила, а родом он из Саратовской области. Жизнь его помотала, была нелегкой, но он никогда не сдавался.
Отец семейства Бритвиных умер, когда мальчику было 11 лет, мама пережила его всего на два года. Тринадцатилетний мальчишка понял, что отныне выживать придется самим. Пятеро детей остались одни, и Ваня тянул младших сестер как мог, пока старший брат уезжал на заработки в Ташкент.
С будущей женой познакомился на танцах —симпатичная телефонистка приглянулась парню. Брат ободрил: понравилась — иди к ее отцу и сватайся! Разыгралась настоящая драма: папе парень понравился, а девушке — нет. Она была влюблена в другого, но отец настоял на этой свадьбе, и дочери пришлось смириться...
Стерпится — слюбится, гласит поговорка. Так и вышло, потом родились две дочки, а молодого Ивана забрали в армию. Служил в Свердловской области — в местечке Уралвагонзавод. Приехал на побывку — и забрал с собой на Урал всю семью. Перед самой войной родилась третья дочка, и когда отца забирали на фронт, малышке было всего 9 дней.
— Мама, узнав о повестке, упала в обморок — у нее было слабое сердце, и работать, чтобы прокормить малышек (старшей 3,5, мне 2 года), она не могла. Пришлось стирать чужим людям бельё, чтобы раз в неделю купить буханку хлеба за 125 рублей и тянуть ее вместе с тем, что давали люди… Было очень голодно, и младшая наша сестренка умерла в полтора года. А папа писал с фронта: холодно, ноги примерзают к сапогам. Но он повторял в каждом письме: живите и дождитесь меня!
На фронте Иван Бритвин был связистом, несколько раз был на грани жизни и смерти. А дети в тылу украдкой бегали в клуб смотреть документальное кино о войне, твердя при этом: там наш папа! И молились, чтобы Боженька уберег его. Судьба хранила воина — он освобождал Белоруссию, Варшаву, дошел до Берлина — в награду остались ордена и медали. Победу встретил в Германии, но вернулся к семье лишь год спустя, в 1946-м: молодого солдата оставили в запасе.
— Он пришел, большой, в шинели, и не узнать — мы выросли с сестрой за четыре года. Нас на колени посадил, на одно меня, на второе — сестренку, и дал вот такие конфеты, длинные, с бахромой, — вспоминает Тамара Ивановна. — Мы были так рады, что папа вернулся! А потом мы приехали сюда, в Зеленодольск: мамина сестра позвала сюда жить.
Переехав в Зеленодольск, Иван Бритвин устроился токарем на «Металлист», потом его перевели в сталевары. Семейство получило комнату, зажили, не вспоминая о войне, но она постоянно о себе напоминала: осколок в ноге беспокоил постоянно, отец до конца жизни хромал. Часто приходили пионеры, он рассказывал им о том, каково было на войне.
Жизненный путь Ивана Бритвина был долгим. Боец ушел в вечность в 75 лет от рака желудка — сгорел за полтора месяца…. Награды его сейчас хранятся у родных. Чтобы помнили предка-героя.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев