Директор казанского Музея соцбыта Рустем Валиахметов разместил в бывшей коммуналке более 10 тысяч экспонатов
За каждой машинкой и флаконом духов - люди, о которых создатель музея может рассказывать захватывающие истории
Никто не забыт и ничто не забыто – все двери открыты в Музее соцбыта… Эти строки из Гимна музея знакомы тысячам посетителей этого небольшого, но фантастически насыщенного пространства, в котором словно застыл дух времени 60-90 годов XX века.
Более десяти тысяч экспонатов разместились в бывшей коммуналке чуть в стороне от улицы Баумана. За каждой машинкой и флаконом духов - люди, о которых хозяин и создатель музея Рустем Валиахметов может рассказывать захватывающие истории. Подкупает то, что многие экспонаты можно потрогать, примерить, понюхать, и мама вдруг станет девчонкой с косичками, а дедушка в модных клешах затанцует на дискотеке со светомузыкой…
Здесь с кирпичных стен на вас смотрят культовые личности эпохи. Улыбается первый космонавт Юрий Гагарин, его портрет выставлен на столе, за которым работал конструктор ракет Сергей Королев. Пластинки и плакаты Владимира Высоцкого, подписанные его друзьями и коллегами. Витрина с гитарой Николая Караченцова и его белый костюм.
Есть экспонаты «с перцем»: бордовая кожанка, сшитая из 120 обложек к партбилетам, и алая туника из пионерских галстуков. Коллекция джинсов от самых модных исполнителей той эпохи, плакаты с концертов, необычная звуковая аппаратура. Рустам Минниханов подарил и подписал музею большой музыкальный центр «Шарп» - чудо технической мысли 80-х. А рядом с ним – проигрыватель «Казань-2», выпускаемый на одном из здешних заводов.
Вообще музыка царит здесь во всем, начиная от детских ксилофонов и фанерных «пианинок» до более чем 60 гитар знаменитостей с их автографами и сверкающей барабанной установки с микрофоном в центре. Это уникальный «Зал рок-н-ролльной славы», который за 30 лет работы музея посетили все именитые гости нашей Казани.
- Судя по экспонатам, больше всего людей в те годы объединяла музыка. Это так?
- По нашей версии – да, – уверенно отвечает Рустем Валиахметов. - Это такой природный стимулятор, доступный всем. Тогда же пришла идея объединить экспонаты с людьми, которые играют живую музыку. На протяжении 13 лет нашими партнерами была группа «4 сезона», они участвовали почти во всех трибьютах, которые проходили на нашей сцене, от Высоцкого и «Наутилуса» до AC/DC и Курта Кобейна.
- А у вас внутри что-то ёкает, когда вы слышите дату 7 ноября? – интересуюсь я у Василия Евдокимова, солиста группы «4 сезона».
- Даже больше, чем в любой другой праздник. В детстве любил надувать шарики, прикреплять к палке алый флажок и гордо со всей семьей и работниками Мостопоезда-33, где работал мой отец, идти парадом от проходной до памятнику Ленину у Стекольного. Было ощущение единства, и этот советский ген у меня никуда не делся. Музыка стала следующим шагом, который позволил мне, мальчишке из маленького поселка, выйти на столичные сцены.
- Сейчас многие тянутся к религии, личностному росту, а музыка всегда человека захватывала, объединяла, - продолжает Рустем. - В Казани есть Храм всех религий, у нас – храм одной религии, она называется Позитив: это наше счастливое детство, наша дружба, совместные проекты из того времени. Мы не зовем вас вернуться туда, ведь кто ругает Советский Союз, у того нет сердца, а кто хочет туда вернуться – у того нет головы. Мы живем в настоящем, но эти вот предметы нас объединяют, позитивных людей.
- Как к вам попадают экспонаты? Вы берете все подряд?
- Конечно, нет. Мы, как художники, выбираем самые яркие краски эпохи, рисуем образами, которыми делимся со зрителями. Они сейчас резко помолодели, дети приходят классами, заказывают тему: музыка, кино, мода, искусство, комсомольские свадьбы, молодежные движения. Ими движет любопытство – увидеть огромную неведомую страну. – А то, что музей находится практически в центре Казани – насколько это важно для вас и посетителей?
- Это, безусловно, уважение к гостям города и музея. Им не надо ехать в неизвестную локацию, а здесь - исторический центр, рядом улица Университетская, здесь Ленин ходил на занятия, Шаляпин был здесь. И отношение властей города к тому, что музей соцбыта находится в таком месте, показывает, насколько он важен и нужен. А Казань – первый город в России, где открылся такой музей, который входит в обойму обязательных для посещения мест. Казань может себе это позволить.
Само слово Музей говорит то том, что плохие, неграмотные люди сюда не ходят, а идут лишь те, кому это интересно, кто не жалеет, что он был пионером, октябренком, комсомольцем. К политике это отношения не имеет – это стиль жизни советского человека, который никуда не делся. Эта эпоха – вот она, стоит только протянуть руку.
Рукопожатие сквозь года – вот что такое сегодня Музей соцбыта. Остановитесь, вернитесь хоть на день в детство. А потом приведите сюда детей – пусть вас тоже объединит время, когда деревья были большими…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев