Что думают немцы о зеленодольцах?
Гости из Германии приехали в наш город «чужими», а обрели много друзей
Наша газета рассказывала о визите в Зеленодольск супружеской пары Гизелы и Мартина Готшлихов, искавших могилу отца Мартина, Освальда Готшлиха, умершего в Волжске в лагере для военнопленных. Гости пробыли у нас чуть больше недели, а вернувшись домой, Мартин написал воспоминания о пребывании в России. Мы решили их опубликовать (в сокращении), поскольку интересен взгляд на нашу страну, город со стороны.
«8 мая 2017 года я, моя супруга и Алоис с Галиной вылетели из Франкфурта в Казань, где нас встречал Сергей (ред. – брат Галины). После сердечной встречи поехали в Зеленодольск к Тамаре (ред. – мама Галины). Нас встречала Серёжина семья.
Семья Готшлих: «Мы и подумать не могли, какие чудесные люди встретят нас в Зеленодольске! Как искренне они будут нам во всём помогать!»
Тамара накрыла роскошный стол. Мы сразу себя уютно почувствовали. Кстати, в России принято в квартире снимать обувь, что для нас стало открытием. Но главное – с первых минут были поражены гостеприимством, ведь для этих людей мы были совсем чужие.
На следующий день отправились на кладбище, на котором похоронен отец Галины. Оно находится практически в лесу, могилы огорожены заборами как земельные участки – со столами, скамейками. Мы такого никогда не видели.
На кладбище военнопленных в Волжске Мартин оставил землю, привезенную из Германии
Затем Сергей повёз нас на кладбище военнопленных в Волжск. Мы с супругой были взволнованы: неужели это то место, где похоронен Освальд Готшлих? Кладбище в ухоженном состоянии, что тронуло наши сердца, но отдельных захоронений нет. Три креста в группе, а в середине ещё один большой чёрный с мемориальной табличкой. На ней надпись на русском и немецком языках о том, что здесь покоятся жертвы Второй мировой войны.
Прочитав это, мы окунулись в свои мысли.Девятого мая в России большой праздник – окончание Второй мировой войны. На улице много народу, люди вспоминают погибших. В центре Зеленодольска Вечный огонь и мемориал с высеченными именами солдат. Тысячи жителей шли с цветами в руках и возлагали их к Вечному огню. Нас поразило, столько людей участвуют в шествии. На почётном месте сидели ветераны, им тоже дарили цветы. Мы оказались в самом центре людского потока и вместе прошли до Вечного огня с глубокими чувствами в душе, в общем единении.
Потом попали на народные гулянья, в лавках торговали всевозможными национальными блюдами, напитками, играла музыка, было много развлечений для детей.
Вечером пошли в другой парк, недалеко от нашего места жительства. Опять было много народу, а в заключение – большой салют!
Десятого мая в местном музее встретились с внештатным корреспондентом «Зеленодольской правды» Анасом Зайнуллиным, который больше 15 лет занимается темой военнопленных. Там мы прослушали интересную экскурсию. Затем снова посетили Вечный огонь, где осталось лежать много цветов и венков от предыдущего дня.
А 11 мая побывали в музее Волжска. И опять повезло: нас встретила экскурсовод, видевшая список военнопленных, захороненных на местном кладбище. Мы просмотрели весь список (всего 591 человек) и на последней странице, под №568, нашли имя моего отца с годом рождения «1913», его званием, датой смерти «17.08.1945» и номером могилы. Я даже не могу описать, что со мной в этот момент произошло, – я нашёл то, что искал и для чего сюда приехал!
С собой у нас были документы, фотографии, акт о смерти из лагерного журнала, поисковая переписка, свадебная фотография моих родителей. Экскурсовод, сделав копии, сообщила, что потом оформит отдельную витрину с нашими документами.
И опять счастливая случайность. В музей вошёл пожилой мужчина Фёдор Шадрин. Он сказал, что знает, где был лагерь для военнопленных №265, и предложил поехать туда. Оказывается, его отец был заместителем начальника этого лагеря, а ему ещё мальчишкой больную руку оперировал немецкий врач. Возможно, он даже видел моего отца...
Место, где стоял лагерь, находится на берегу Волги, недалеко бумажная фабрика, где работали военнопленные. В настоящее время территория, огороженная бетонным забором, принадлежит фабрике. Здания не сохранились. Мы смогли побывать и на территории лагеря. Там были видны остатки фундаментов, и меня снова посетило неописуемое чувство: я стою на земле, где мой отец провёл последние месяцы жизни...
12 мая я дал интервью корреспонденту «Зеленодольской правды» Юрию Тагарову. Мы сфотографировались на память, нам подарили кружку с логотипом газеты. На следующей неделе в «Зеленодольской правде» вышла статья, которую нам потом перевели.
А ещё мы побывали в Раифе, где опешили от красоты русских церквей. Монастырь стоит на берегу красивого озера, где по традиции в январе купаются в проруби, предварительно во льду сделав отверстие. Нам даже трудно представить, что такое возможно!
Затем отправились на остров Свияжск. По дороге заехали в татарскую деревню. Девушка-экскурсовод предложила наполнить водой из колодца вёдра, сопровождая это комментариями: «Работай, работай!». Старинная мельница, дома с мебелью, посудой, одеждой, инструментами и санями… Можно воочию представить, как раньше жили татары.
В Свияжске было холодно даже по российским меркам: дождь сменялся ветром, потом – солнцем. Так как Свияжск на противоположном берегу Волги, в Зеленодольск мы переправились на пароме, проплывали мимо железнодорожного моста.
А 13 мая поехали в Казань на электричке, она чистая и гораздо шире тех, что ездят в Германии.
Нас встретил знакомый – господин Гайнутдинов, говоривший на немецком. Он показал нам город. Прошли по центральным улицам с отреставрированными домами. Много строений, выполненных в татарском стиле, например, котёл (ред. – здание центрального загса). Впечатлили новый стадион, Кремль, здание правительства, храмы, музей и большая мечеть. Побывали на выставке картин из Третьяковской галереи. Сходили в ресторан национальной кухни, а вкусно отобедав, проехались в метро.
В Зеленодольске тем временем нас ждала баня. Это примерно как у нас в Германии дача. Сначала в парную пошли мужчины. Я сопротивлялся из-за состояния здоровья, но Гизела убедила, что я должен попробовать – ведь в любое время процедуру можно прервать.
Это было так здорово! Сначала надо греться и потеть, потом бить друг друга вениками по спине, ногам, рукам, животу. Затем тереться мочалкой и смываться тёплой водой с головы до ног. Володя с Сергеем окунулись в бочку с холодной водой, но мы с Алоисом не решились. Затем отправились женщины – Гизела с Галиной. Жена пробыла недолго, так как ей показалось там очень жарко. Но нам баня всё равно понравилась. Потом мы сидели все вместе за столом, а приехав в квартиру, упали в кровать, полные впечатлений.
Воскресенье был нашим последним днём в Зеленодольске. Мы ещё раз решили съездить на волжское кладбище. У водителя Саши «Лада» примерно 1980 года. Это было настоящее событие, почти как поездка на «Трабанте» в бывшей ГДР. Мы чувствовали каждую кочку и яму на дороге и всё время смеялись.
Перед поездкой на рынке купили цветы. Так как было воскресенье, то было много дачников.
Некоторые охотно с нами пообщались, задавали вопросы, а некоторые пытались даже говорить с нами по-немецки.
Мы приблизительно вычислили место, где мог лежать мой отец, в конце кладбища. Положили цветы к мемориалу и на то место, где лежит мой отец. Я привёз землю из Германии и тоже оставил её у мемориала и на месте предполагаемой могилы. Это был незабываемый момент... Все сопровождающие оставили нас одних, чтобы мы могли окунуться в свои мысли.
Затем мы вернулись на зеленодольский рынок. Там можно купить всё: мясо, рыбу, овощи, цветы, одежду... Гизела приобрела пряности, которые смешивали прямо на глазах, тыквенные семечки, изюм, кедровые орешки... Галина показала нам санаторий, который расположен в красивом парке. Затем Володя повёл нас на дачу. Мы долго шли пешком, но было очень приятно. На даче уже горел огонь, на котором стояла большая чугунная кастрюля, из которой шёл вкусный запах. Сергей заготавливал дрова. Рядом с костром стоял большой самовар, который тоже нагревался дровами. Из чугунной кастрюли разложили по тарелкам вкусное блюдо с мясом, овощами, картошкой и пряностями. На столе свежий хлеб, различные закуски и салаты, как это принято в России. Потом пили чай из трав со сладкими пирогами, печеньем, конечно, не обошлось без водки. 15 мая мы покидали Зеленодольск. Нам было очень трудно прощаться: мы приехали чужими, а расставались друзьями.
Из самолёта Гизела сделала несколько снимков, и когда дома мы их рассмотрели, то поняли, что сфотографировали Зеленодольск с его большим железнодорожным мостом. Это было счастливое совпадение!
Приехав домой, мы долго вспоминали Россию. Я даже представить не мог, что мы будем так сердечно встречены, что много чужих людей будут нам помогать. В далёкой России мы познакомились с такими замечательными людьми, которые останутся с нами навсегда. Это была незабываемая неделя в Зеленодольске.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев