Где в Зеленодольске рождаются экскурсионные суда и грозные боевые корабли
Завершающийся год для Зеленодольского проектно-конструкторского бюро был насыщен событиями. Рассказать о них мы попросили генерального директора Виталия Волкова, который возглавляет ОАО «ЗПКБ» с июня 2011 года.
В биографии Виталия Юрьевича были такие интересные моменты, как боевые походы на атомной подводной лодке. А как она начиналась?
- Я родился в Казани в 1953 году, окончив среднюю школу, поступил в 1971 году в Высшее Военно-морское училище имени Ф.Дзержинского. С 1976 года служил на Северном флоте. Принял участие в нескольких боевых походах на атомной подводной лодке, тогда это называлось «автономка». Потом служил в Зеленодольске в воинской части (сейчас волею судеб она выглядит бедновато, а тогда это было воинское подразделение, решавшее серьезные задачи). С 1985 года работал в военном представительстве при ЗПКБ, прошел путь от военпреда до начальника представительства. С 1998 года пять лет трудился в государственной компании «Рособоронэкспорт».
С 2004 года работаю в бюро: сначала первым заместителем главного конструктора проекта, потом главным инженером, в этом году назначен генеральным директором предприятия. Женат, двое сыновей. Старший сын работает на производственном объединении «Завод им.Серго», младший - в Набережных Челнах в структурах ОАО «КамАЗ».
- Виталий Юрьевич, каким был нынешний год для Зеленодольского ПКБ?
- Год выдался насыщенным. Очень значимый для нас проект - «Гепард-3.9» - мы начали давно и завершили вместе с заводом имени Горького в этом году. Торжественно сдали второй корабль, сейчас оба фрегата уже вошли в состав ВМС Вьетнама. По этим заказам мы согласованно и дружно работали со специалистами завода им. Горького. То, что сейчас идет проработка новых контрактов с Вьетнамом, подчеркивает, насколько важна была эта совместная работа.
Другой важный проект - «Пилигрим». С точки зрения обычных судостроительных элементов (водоизмещение, скорость) он обычный, но заказ был интересен по своим функциям: мы сделали экскурсионное судно. «Пилигрим» построен Московским судостроительным заводом и первый сезон эксплуатировался на Москве-реке. Так полноценно над гражданским проектом мы не работали уже давно. А ведь в бюро есть опыт создания гражданских судов, в частности, рефрижераторов типа «Татарстан». По нашему проекту завод имени Горького построил четыре судна-рефрижератора для рыболовецкого флота. Но это было давно, выросло уже новое поколение людей.
Проект экскурсионного судна я выделяю, потому что и сроки были очень сжатые, и задачи непростые пришлось решать, и заказчик предъявлял особые требования. Мы начали активно работать с новым для нас заводом (хотя москвичи уже делали «Терьеры» по нашему проекту). После «Пилигрима» со стороны ряда предприятий стали поступать предложения по другим гражданским проектам, это важно для нас.
Малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Великий Устюг» и «Углич». Значимым для бюро является и проект 21631. Читатели «ЗП» знают, что эти корабли заложены на стапелях завода им Горького. Это очень сложный заказ. Поясню почему: в ходе создания малого ракетного корабля (МРК) многократно менялось видение заказчиком этого проекта. Перед МРК, как будущей боевой единицей флота, ставятся новые задачи. Все бы ничего - но при этом сроки выполнения заказа оставались прежними. Понятно, что когда меняется постановка задачи, но не меняется финансирование и время, это создает определенные проблемы, отвлекает ресурсы, людей, сказывается на решении некоторых социальных проектов. Однако коллектив бюро несмотря ни на что достойно справился с трудностями и завершает работу.
Зато перспективы у проекта 21631 очень хорошие. Необходимо иметь в виду, что работа проектанта выполняется один раз, а для заводов пошедший в серию проект - это уже постоянные заказы, новые рабочие места, стабильное финансирование, это будущее предприятий!
Ракетный корабль «Дагестан» - одна из модификаций проекта 11661. Совместно со специалистами завода имени Горького завершаем работу над ракетным кораблем той же серии, что и флагман Каспийского флота РК «Татарстан». Организационных вопросов еще много, так как на нем установлены более мощные системы вооружения. Все корабли этой серии внешне похожи, но каждый из них становится новым шагом, новой ступенькой. Фактически это новый проект: увеличивается боевой потенциал корабля, его функцио¬нальные возможности. Сейчас 11661 готовится к испытаниям, на корабле находится группа технического сопровождения.
ЗПКБ сегодня активно участвует во всех конкурсах и федеральных программах, например, таких как программа развития гражданского флота. В этом году мы выиграли конкурс на обстановочное судно. Группа наших сотрудников уже отправилась согласовывать документацию по этому проекту в речном регистре. Обстановочное судно обслуживает внутренние водные пути (бакены, гидротехнические сооружения, гидрологические знаки), словом, обеспечивает навигационную обстановку, поэтому так и называется обстановочное судно. Получение этого заказа тоже открывает для бюро интересные перспективы, возможность работать в новой конкурентной среде.
(Продолжение следует).
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев