Новости Зеленодольска

Фото: Почему советская власть не принимала творчество зеленодольского художника Константина Васильева

Более сорока лет нет с нами Константина Васильева. Ему было всего 34 года, когда он загадочным образом погиб. И чем больше времени проходит с того трагического дня, тем сильнее понимание - какой великий человек был нашим земляком!

Его творчество и сейчас вызывает ожесточённые споры. Васильева критиковали за использование в своих работах мрачных тонов и однообразных красок, что у его героев холодные глаза и непропорциональные фигуры, что он слишком увлечён скандинавскими мотивами, и даже обвиняли его, нарисовавшего одни из самых пронзительных полотен, посвящённых Великой Отечественной войне, в симпатиях к фашизму!

Зеленодольский краевед-филокартист Александр Прокофьев - большой поклонник творчества Константина Васильева

Этот обеденный стол, за которым когда-то сидела семья художника. Наверху картина, написанная уже в наше время, на ней изображён Васильев. По мнению сестры мастера, она точно отражает внешность и характер её покойного брата

Кухонный «гарнитур»

В центре набор красок художника, а справа магнитофон, на котором он слушал записи

На манекене настоящее платье и шляпочка мамы художника Клавдии Пармёновны

Народ по-своему ответил на эти обвинения - очередями на выставки. Константин Васильев - настоящий народный художник. Хотя никакими званиями при жизни его так и не удостоили. Три музея, посвящённые творчеству мастера - в Москве, Казани и на его малой родине в Васильеве - тому яркое подтверждение.

Судьба многих полотен мастера трагична. Картины заливало водой, ими накрывали кадки с капус­той, но как сказал умерший в эмиграции философ Иван Ильин: «Если России нужны мои книги, то Господь убережёт их от гибели». Значит, России нужны были картины Васильева, коль они оказались так востребованными людьми.

Швейная машинка, на которой мама обшивала семью

На столе фото брата мамы - они, к слову, носили фамилию Шишкины. Сотрудники музея родственную связь со знаменитым живописцем не обнаружили, хотя по другим источникам они были всё же дальними родственниками

Вот такая изящная статуэтка балерины украшала стол мамы

Слева картина «Чужак»

Это портрет подруги юности Константина Васильева. В таком «хищном» виде он её нарисовал в отместку за порушенную любовь

Рисунок американской рок-дивы конца 60-х - начала 70-х Дженис Джоплин, творчество которой вдохновляло художника. Ещё их роднили бунтарский дух

Реклама

Однако память о художнике не увековечена. Нет ни одного памятника в стране, нет на стенах зданий, где он работал и выставлялся, мемориальных досок. Лишь одна небольшая улица на окраине родного посёлка носит его имя.

Стороной объезжают мемориальный музей в посёлке Васильево экскурсии, направляющиеся в Раифу и Свияжск. Туристы, среди которых наверняка есть немало поклонников творчества мастера, уедут, так и не увидев его мольберта, на котором остались так и не использованные краски. Не увидят заливы Волги, которые вдохновляли будущего художника ещё в детские годы.

И вот Васильева уже позиционируют как казанского художника. А он мог бы (и должен!) стать визитной карточкой Зеленодольска. Ведь личностей такого масштаба - у нас не так много…

Пиджак мастера. По преданию, он был залит краской, денег купить новый у Васильева не было, и он решил его разукрасить таким вот «авангардистким» образом

Александр Прокофьев передаёт директору музея Марине Антоновой копии дореволюционных видов посёлка Васильево

Кабинет директора

Марина Антонова демонстрирует последнюю палитру художника, на которой остались разведённые, но так и неиспользованные краски

Здание музея, построенного в 1925 году, соседствует с элитной высоткой

Этот живописный залив Волги буквально в полукилометре от дома мастера

Самое известное полотно Васильева - «Человек с филином». Местные жители, украшая трубы своих домов, об этом, наверное, хорошо помнят

Этот красивый дом на набережной - свидетель того, как сюда приходил с мольбертом художник

А знаете ли вы, что…

Создав своё знаменитое творение «Человек с филином», он сказал маме, что теперь точно знает, как надо рисовать. Но воспользоваться плодами озарения не успел. На картине у ног старца изображён горящий пергамент, а на нём всего два слова и дата: «Константин Великоросс (ред. - это его псевдоним). 1976». Васильев даже не успел придумать название шедевру: вскоре после его создания в 1976 году он погиб.

Как добраться до музея

Сев на автобус №402, доедете до остановки «Первый номер», оттуда до цели поездки - 15 минут хода или можно воспользоваться местным маршрутом №1 до остановки «Баня». Музей работает ежедневно (кроме понедельника и воскресенья) с 9.00 до 17.00. Прежде чем ехать, позвоните по тел. 6-18-09 - сотрудники учреждения могут быть задействованы на мероприятиях.

Что можно там увидеть?

Личные вещи мастера, мебель, на которой он спал, сидел за мольбертом или обеденным столом, аппаратуру, на которой слушал музыку. А также подлинные работы, которых нет ни в одном каталоге! Про одну из них - «Чужак» - директор музея Марина Антонова рассказала, что её Константин Васильев нарисовал на задней стенке шкафа в доме художника Валериана Родионова. Позже её случайно обнаружили родные Родионова, и выпилив кусок ДВП с картиной, подарили музею. Вход и экскурсии платные, но цены на них весьма скромные, предусмотрены скидки.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (1)
Осталось символов:
  • 27 ноября 2017 - 19:44
    Без имени
    Спасибо большое за интересную и полезную информацию!