Медсестра из Зеленодольска приняла участие в Вахте Памяти «Сталинградский прорыв».
Анна Антонова по профессии медсестра, а её страстное увлечение — поисковая работа
Вместе с единомышленниками Анна отправляется в экспедиции, чтобы восстановить имена воинов, погибших на полях Великой Отечественной войны. В этом году приняла участие в Вахте Памяти «Сталинградский прорыв — 2024».
Волонтёры — это не «черные копатели»
— Анна, что заставляет людей отправляться в поисковые экспедиции?
— Этим надо просто «дышать». Наши ребята говорят: «Если человека не зацепило, то ничего не получится!». Мы приняли участие в Вахтах Памяти-2023 и 2024. В Волгоградской области в этом году работали 25 поисковых отрядов из многих регионов нашей страны, среди них были поисковики Зеленодольска. Порой меня спрашивают: «А сколько вам за это платят?» Нисколько! Мы, как волонтеры, сами вкладываемся, нам в радость приехать на места боёв, проникнуться этой атмосферой...
— Интересно, как к вам относились местные жители?
Останки четырех бойцов РККА нашли на территории конно-спортивного комплекса
— Во время августовской экспедиции местные сначала думали, что мы «черные копатели», и хотели прогнать нас. «Черные копатели» — это люди, ведущие раскопки ради своей выгоды, они ищут старое оружие, которое продают коллекционерам, монетки, портсигары, любые ценности. Однако вскоре отношение к нам изменилось. Наши раскопки шли на территории конно-спортивного комплекса, где ухаживают за лошадьми, дети занимаются верховой ездой. Владелец комплекса, узнав, что мы нашли останки четырех бойцов, сразу сказал: «Ребята, чем вам помочь?» Отношение к нам было самое доброе.
Люди всех профессий
— Расскажи о коллегах, кто они по профессии, каковы они в поисковой работе и в повседневной жизни.
— Люди приезжают самые разные. В прошлом году на весенней Вахте памяти было более 30 человек из Казани, Зеленодольска, Заинска, Альметьевска, Нижнекамска. Командир отряда «Гвардия», афганец Виктор Михайлович Никифоров из Заинска, многому научил нас. В августовской экспедиции нынешнего года работали 13 поисковиков. Виктор Уразайкин — повар в ресторане, но у нас он работал с металлоискателем, помогал поварам только как консультант. Виктор Баландин из Зеленодольска — наладчик станков ПОЗиС. Максим Соколов — сотрудник таможенной службы. Эльмира Касимова — парикмахер из Альметьевска. Максим Филиппов — предприниматель в сфере строительства из Казани. Хассан — студент из Москвы, родом из республики Чад, но на равных со всеми копал, участвовал в поисках. Он отлично говорит на русском языке, а поисковики, пользуясь случаем, практиковали с ним английский.
— По профессии ты медсестра, почему ты стала медиком?
— В медицину я пошла по стопам бабушки. Вера Евгеньевна Рыжкова трудилась акушером, всегда заботилась обо мне, была очень душевной, наставляла меня в детстве. Под её влиянием я выбрала зеленодольское медучилище и не пожалела. Медколледж — это интересное общение, новые знания. Учебу всегда вспоминаю добрым словом. Окончив ЗМУ, вот уже восемь лет тружусь по профессии. Я люблю свою работу. В профессии медика меня привлекает то, что всегда работаешь с людьми. Впрочем, нет такой работы, которая бы мне не нравилась. Всегда помню слова своего папы: «Если ты не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней». Так и на работе: акцентируешься на главном и не обращаешь внимания на негативные моменты.
— Как ты сама пришла в поисковое движение?
— Мой отец, Андрей Юрьевич Винокуров, был командиром поисковой группы Зеленодольска. И сейчас он не остаётся в стороне от военно-патриотической работы. Когда я была маленькой, папа ездил в поисковые экспедиции, иногда с мамой, Мариной Васильевной. Но чаще мама оставалась с нами, детьми, дома. Отец, отправляясь в экспедиции, собирал группы школьников, старался брать трудных подростков, воспитывал в них патриотический дух.
Копали в 35° жары
— Где вы жили во время раскопок, как питались, была ли возможность помыться?
Находки поисковиков на полях сражений
— Работали на раскопе щупами и с металлоискателями, по звуку догадывались — либо это кость, либо металл. Жили в палатках, готовили на костре, всё — своими силами. Расположились возле небольшого леса, но лагерь стоял на солнцепеке, в палатках было очень душно. На раскопе трудились в самую жару: уже с утра — 32 градуса, а в полдень — 35, спрятаться от палящего зноя некуда. Спасались водой, обливали свою одежду, чтобы снизить температуру. Когда выдавалась возможность, купались в Дону. Наш поисковый лагерь разместился близ хутора Вертячий в Городищенском районе Волгоградской области, отсюда выезжали на места раскопок на Дону. Дислокацию нам подсказывал Андрей Орешкин, руководитель Волгоградского регионального отделения «Поисковое движение России». Первый день наших поисков прошел впустую, но когда приехал Орешкин, мы нашли останки четырех бойцов РККА. Андрей Сергеевич помогал по старым картам определять, где именно были линии окопов. У нас была даже полевая баня: ставили палатку, грели воду на костре. Во время весенней экспедиции нагревали палатку камнями, предварительно раскаленными в костре. А в летней экспедиции в жару просто ставили палатку и мылись в импровизированной бане. Сидели у костра вечерами. Я играю на гитаре, пою песни групп «ДДТ», «Чиж» «Сплин», «Чайф». Одна из поисковых групп привезла караоке, и мы пели «Катюшу» и другие военные песни. К нам приходили поисковики из других отрядов, наша атмосфера им очень нравилась, мы тоже ходили к ним на вечерний костер.
Имена участников Сталинградской битвы
— В Волгограде где побывали?
— По традиции — на Мамаевом кургане, сфотографировались на память. 23 августа, в День памяти и скорби по погибшим жителям Сталинграда и его защитникам, мы подвели итоги нашей поисковой работы и предали земле найденные останки участников Сталинградской битвы. А это уже 1361 человек. Из них удалось установить имена 27 бойцов, солдат и командиров, ценою жизни остановивших врага. На церемонии присутствовали военнослужащие Волгоградского гарнизона и сотрудники силовых ведомств, представители администрации и родственники погибших защитников. Отрядом «Гвардия» найдены и эксгумированы останки 50 солдат и командиров РККА, фрагменты вооружения, личные вещи. Например, нашли ложку с инициалами погибшего защитника. Имя, к сожалению, установить не удалось. Найден бумажник с документами, отправлен на экспертизу.
— Продолжится ли эта работа в твоей жизни?
— Я планирую весной 2025 вновь поехать на поиски. Мне интересно работать с командой, коллективом единомышленников, все мы на одной волне, делимся знаниями, помогаем друг другу. Будем привлекать и школьников, чтобы они приобщились к такой атмосфере.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев