Новости Зеленодольска

Зеленодольский эсминец на дне Карибов

Захватывающие истории любят все, особенно если в них есть тайна. В московском издательстве "Вече" вышла энциклопедия "100 великих тайн мира". С удивлением мы обнаружили, что одна из историй напрямую связана с одним из предприятий Зеленодольска.

По сведениям зарубежной прессы, в 1984 году в дальневосточ¬ной Находке был построен современный эсминец, имевший только номер 356, который предназначался специально для Республики Куба. Его через два океана отогнали на остров Свободы и передали кубинским морякам. Вся операция по пе¬редаче военного плавучего объекта проходила под покровом секретности. Этот корабль, для того времени самый современ¬ный в своем классе, не принимал участия ни в каких боевых действиях. Через несколько лет судно пришло в негодность. В 1996 году Куба продала ржавеющий эсминец правительству Каймановых островов, которые его... благополучно затопили.
Советский эсминец № 356 то¬пили не как реликт «холодной войны», а совсем с другими целями... Он является объектом для дайверов, в основном из США, Ка¬нады и Великобритании. Чтобы его увидеть, надо отправиться в район Каймановых островов, открытых еще в 1503 году Христофором Ко¬лумбом, найти самый маленький остров Кайман Брак. Местный спе¬циалист по дайвингу за определен¬ную плату отвезет вас на катере на 80 километров от берега. Сверху разглядеть судно трудно, оно лежит на глубине 33 метров.
На самом деле Советский Союз изготовил для Республики Куба по-советской классификации боевой сторожевой корабль. Его спроекти¬ровали и произвели не в Находке, а на Зеленодольском предприятии по производству морских и речных судов разных классов.
Зеленодольск расположен на Волге, недалеко от Казани. Для ряда дружественных Советскому Сою¬зу государств, называвшихся в те времена социалистическими, были изготовлены несколько однотип¬ных сторожевых кораблей. У одних были топонимические названия: «Берлин», «Росток» для ГДР, «Сплит», «Копар» для Югославии; у других, изготовленных для Алжира, Ливии, Кубы, были только номера. Суда из Зеленодольска в свои новые мес¬та дислокации отправлялись либо вниз по Волге, далее через канал Волго-Дон к Азовскому морю и в Черное. Либо двигались по Волге на север в Балтийское море и далее че¬рез Атлантику к Карибскому морю. На Кубе для сторожевого кораб¬ля не нашлось серьезной работы. Он ловил контрабандистов, неза¬конных эмигрантов, служил учеб¬ной базой для моряков, выходил в море, производил учебные стрель¬бы. На судне имелись две спаренные 76,2-миллиметровые пушки, 2 зенитно-ракетных комплекса само¬обороны, 2 реактивные установки для бомбометания. Много было у него еще чего нужного для ведения боевых действий, но ничего не пригодилось. Корабль мог уходить в плавание на 10 дней и полностью обеспечивать весь экипаж в ПО че¬ловек всем необходимым.
Сторожевик старел. Модернизи¬ровать, переоборудовать судно было некому и не на что, Советский Союз канул в Лету. К 1996 году оно нача¬ло приходить в негодность. Что с ним делать? Было принято решение продать. Им тотчас заинтересова¬лась Великобритания, член НАТО, и предложила руководству Каймано¬вых островов приобрести военное судно. Каймановы острова - за¬морская территория Британского королевства, основное занятие на¬селения - обслуживание туристов. Острова расположены в 240 кило¬метрах от Кубы и в 730 километрах от Майями, штат Флорида.
Зачем же потребовался старый советский сторожевой корабль Кай¬мановым островам? Исключительно в качестве приманки для туристов. С него сняли все, что еще могло иметь ценность, переименовали в «М. В. Капитан Кейт Тиббетс» (по имени пионера подводного плавания на Каймановых островах), отвезли в Карибское море, залили воду в ниж¬ние отсеки и аккуратно опустили на дно. Приманка была затоплена, и на Каймановы острова потянулись туристы из Штатов, посмотреть на невиданное чудо под водой -- совет¬ский боевой эсминец.
Под водой сторожевик не только ржавеет, покрывается кораллами, но и разваливается -- мощные волны в период ураганов разбивают обшив¬ку, и его корродированный корпус уже развалился на две части: кор¬мовая повернута на запад, а носовая смотрит на восток, в направлении родины.

Реклама

Длина сторожевика 100 м, ширина 13 м, водоизмещение 1590 т. У него были два дизельных двигателя мощностью 8 тысяч лошадиных сил, которые позволяли ему развивать скорость свыше 30 узлов (примерно 50 км/ч). Вооружение: 2 ракетные установки, 2 пушки, одна на носу, другая на корме.

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: