Железнодорожная станция Зеленодольска была построена на кладбище
Не стало деревянного здания станции «Паратск», которое долгие десятилетия было одной из визитных карточек нашего города. Старую, но еще довольно-таки добротную постройку снесли за ненадобностью…
Есть что-то теплое в этих довоенных зданиях с их неизменными палисадниками из сирени. Время не остановить, на смену дереву приходит железобетон, металл и пластик. Вот и станцию «Паратск», построенную на рубеже 30-40-х годов, снесли. А представители более молодого поколения, наверное, и не догадывались, что, отправляясь в билетную кассу, они фактически шли по могилам: станция была построена на месте кладбища, которое было основным в Кабачищах. Гари к тогдашнему поселку никакого отношения еще не имели.
- В 50-е годы станция имела статус образцового содержания, - вспоминает краевед Георгий Мюллер. - Вокзал был оформлен в типичном для того времени стиле - сталинском модерне: бронза, дубовые резные кресла, на стенах - большие картины, написанные на железнодорожную тематику, и восемь-десять рожковых бра - по-моему, точно такие же в Голубом зале ДК «Родина».
Картин, если не изменяет память, было четыре. Их заказывали в худфонде СССР, и имели они, надо отметить, вид монументальный. Не думаю, что полотна представляли художественную ценность. Это были типовые работы, которыми тогда было принято украшать интерьеры подобных учреждений. Зал ожидания обогревали две голландские печки, которые также стояли на всех станциях и полустанках. А главным достоинством вокзала считалась массивная люстра. Правда, в последнее время она здорово обветшала, но все равно была хороша.
Станция была построена на месте кабачищинского кладбища, можно сказать - прямо на костях. Когда было принято решение о ее строительстве, жителей предупредили, чтобы они перезахоронили прах родственников. Но далеко не все смогли это сделать - время было трудное. Вот и могила моего прадеда Николая Алексеевича Батькова осталась не перезахороненной, над ней фактически был потом воздвигнут центральный вход в вокзал.
Мой дед рассказывал, что на том кладбище было несколько богатых надгробий, принадлежавших то ли купцам, то ли лавочникам, и когда стали расчищать площадку под строительство, случилась жуткая история. Одну из могил решили вскрыть, видимо, полагая, что в ней есть золото или серебро. Выкопали дубовую колоду, открыли крышку и ахнули: в гробу напомаженный господин в кремовом костюме, судя по одежде, захороненный в начале двадцатого века. Вид покойника был таким, словно он умер только вчера. Рабочие были удивлены, но не растерялись, попытались снять костюм. И вот на глазах у всех, буквально за две-три минуты, покойник начал чернеть, рассыпаться и превратился в прах, остался один скелет... Люди тогда были в большинстве неграмотные, и не все знали о действии кислорода, поэтому все произошедшее произвело на них неизгладимое впечатление, а в городе об этой истории потом судачили не один месяц.
Тем не менее отношение Георгия Александровича к канувшему в лету зданию осталось теплым: «Со своей функцией станция «Паратск» справлялась хорошо. Это был перевалочный пункт для горожан. Ведь автомобильный транспорт был не развит, и зеленодольцы пользовались железной дорогой, чтобы добраться до Волжска и Казани. Автобусное сообщение началось только в 1955 году».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Комментарии
0
0
Я неплохо помню станцию. Солидное было здание. Картины, пейзажи на железнодорожную тему, как раз именно и представляли художественную ценность, и не маленькую. Они были произведениями искусства высокого уровня союзного значения. Их рисовал Кузнецов, забыл имя и отчество, известный казанский пейзажист. В этом амплуа он высоко котировался не только в республике, но и в СССР. Можно сказать, что он был ведущим в стране художником железнодорожного жанра со своим фирменным стилем. Я его неплохо знал. Он является также автором мозаик на стенах внутреннего двора ДК Горького. Хорошие мозаики, а он и не мог плохо делать. Рано умер, где-то чуть больше 59-и лет. А его картины в станции Паратск скорее всего пропали, наверное, увезли на свалку. У нас ведь так бывало в советское время. Время пришло, старое надо уничтожить в присутствии комиссии, а потом уж приобрести новое, часто , скорее всего качеством хуже
0
0