В гимназии №3 состоялась встреча с Героем России Газинуром Хайруллиным - членом того самого экипажа летчиков «ИЛ-76», в 90-х сбежавших из афганского плена на самолете.
Гость признался, что давно не был на подобных встречах, и с удовольствием принялся вспоминать. Рос он обыкновенным мальчишкой, любил играть в футбол-хоккей, мечтал о небе. Видел себя летающим на истребителе, а когда поступал в Балашовское военно-воздушное училище, узнал, что там готовят летчиков транспортной авиации. Это так его расстроило, что хотел забрать документы. Остановил земляк - четверокурсник. И судьбе было угодно на всю жизнь «породниться» с главным транспортником советских войск - «ИЛ-76-ым». Говоря о нем, пилот не сдерживает теплых чувств: «Целый год самолет простоял без движения, и в трудную минуту не подвел».
В 1983 году Газинур впервые сел за штурвал «горбатого» (так летчики звали «ИЛ-76» за его силуэт), сначала летал вторым пилотом, потом первым. Доставлял грузы в Афганистан, не раз принимал участие в операциях по десантированию личного состава и боевой техники, перевозил матпомощь в Армению после землетрясения, летал в зарубежные страны. Первый рейс в дальнее зарубежье совершил в 1986 году. Ливия тогда подверглась американским бомбардировкам - туда советский летчик вез оборудование для ПВО. Летел, боясь быть сбитым американцами. Он и представить не мог, что главное испытание его жизни впереди.
В начале 90-х распался Союз. Капитан Хайруллин был уволен в запас, два года оставался без работы, а потом опять сел за 76-ой. Самолет принадлежал татарстанской авиакомпании «Аэростан», числился гражданским, но, по сути, занимался тем же - перевозил грузы военного назначения.
3 августа 1995 года они летели из Албании в Кабул с боеприпасами для сил, противостоящих движению «Талибан». «Видим, на параллельном курсе - «МИГ-21». Первый пилот говорит: «Заставляют садиться». А я ему: «Давай скажем, что у нас много топлива, надо выработать, а пока будем кружить, у «МИГа» закончится керосин, и мы продолжим свой путь». Но уловка не сработала, на аэродроме «под парами» стоял второй «МИГ», а по рации пришло преду-преждение: «Вздумаете уходить - будем стрелять на поражение!»
Начался плен, длиной в год. А когда члены экипажа поняли, что их не спасут, решили бежать. Просчитывали несколько вариантов, но все семеро сошлись на том, что лучшего способа, чем лететь на «горбатом», нет. Убедили охрану в необходимости профилактических работ на самолете. «Это произошло на 378-ой день нашего заключения. Талибы подняли нас с рассветом, повезли в аэропорт вместе с охраной. Мы уже все решили, но не торопились, чтобы у стражей не возникло подозрений. Каждый занимался своей работой, а потом сказали, что система перегрелась (на улице было плюс 50), требуется перерыв, чтобы ее охладить. Часть талибов ушла в здание аэропорта, на борту остались трое, двое из которых с автоматами. Мы готовились к побегу у них на глазах, а они ничего не понимали. И только когда самолет оторвался от земли, охранники передернули затворы. Терять было нечего, мы пошли на них с голыми руками, выбили оружие, связали».
Затем крались на сверхнизкой для такого типа самолетов высоте 80 метров, через афганские горы, через Иран, в условиях полной «радиотишины», чтобы не попасть под прицел средств ПВО. Вечером 16 августа 1996 года «ИЛ-76» приземлился в аэропорту Арабских Эмиратов, еще через день пленники вернулись на Родину.
После побега Газинур Хайруллин продолжил летать на «ИЛе». Трудно поверить, но его маршруты часто проходили по тем же местам, не раз садился в Кабуле и даже Кандагаре. «Первый раз сердце ёкало, а потом ничего - привык». Год работал гендиректором авиакомпании «Татарстан», но руководство, видимо, не для него. Вновь сел за штурвал «Ил-76»...
Выступая перед школьниками, Газинур Хайруллин держался просто. Когда-то, на такой же встрече он познакомился с легендарным М.Девятаевым, также бежавшим из плена на самолете. Михаил Петрович был его кумиром, будущий пилот и думать не мог, что повторит его подвиг.
За дерзкий побег Г.Хайруллину и капитану судна В.Шарпатову в августе 1996 года присвоили звание Героя РФ, остальным членам экипажа вручили ордена Мужества.
Нет комментариев