Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

Главный архитектор Зеленодольска выступил с грандиозным проектом освоения островов на Волге

13 июля на Деловом понедельнике главный архитектор города и района Юрий Герасимов представил слушателям план освоения волжских островов, возведения набережной в нашем городе и возможном строительстве автомобильного моста через Волгу. Нам, уважаемые читатели, интересно ваше мнение по поводу озвученных планов.

Всего в Зеленодольском муниципальном районе более полутысячи островов, которые по данным земельного кадастра составляют 485 участков. Общая площадь островного фонда составляет 1796,5 га.

Общий вид всех островов

В связи с кризисом, который в России из мирового финансового перешел в полноценный экономический, количество потенциальных покупателей на острова, имеющих возможность предложить справедливую цену, резко сократилось.

Кроме того, такие факторы, как ограничения по возможному использованию островов, например, ограничения по капитальному строительству в охранной зоне, и отсутствие на островах общепринятой на сегодня инфраструктуры (газ, вода, электричество) существенно снижают ценность данных территорий. Поэтому появилась идея видоизменить формат продажи и наполнить его несколько иным содержанием.

Историю возникновения островов

Все острова на территории ЗМР образовались в1955-1957 г.г. Начало 50-х годов ХХ века было ознаменовано в Советском Союзе большим событием - строительством и пуском в эксплуатацию куйбышевской ГЭС и крупнейшего в Европе Куйбышевского водохранилища.

Фото строительства

В результате уровень Волги близ устья р.Казанка поднялся на 11 метров. Были затоплены огромные территории: леса, заливные луга, населенные пункты, всего на территории Татарии более 200 тыс. гектар.

В настоящее время только длинная песчаная насыпь, идущая от железнодорожного моста, и острова напоминают о прежней пойме, которая широкой полосой отгораживала от главного русла Волги города и поселки левого берега. Ширина этой, затапливаемой в сильные паводки поймы в районе железнодорожной станции «Зеленый Дол» составляла до 2 км. а в районе лесокомбината в пос. Васильево - до 3,5 км.

Карта Волги до затопления

Пойма представляла собой заливные луга с сенокосами, множеством озер. А остров-град Свияжск располагается на материковом останце и был островом только весной, во время половодья, но из-за отмелей крупные пароходы к нему не могли подойти даже во время половодий. Летом Свияжск был окружен поймой с озерами, доходившей до 4-5 км.

«Волжская Венеция»

Тот факт, что наши острова расположены не случайным образом, а сгруппированы между собой и расположены на материковых останцах, предполагает возможность их донамыва и объединения в связанные крупные острова и полуострова там, где это целесообразно и исторически оправданно.

Нами разработан возможный вариант комплексного освоения гряды островов по линии Зеленодольск - Айша от береговой линии Зеленодольского фанерного завода до устья р.Сумка с возможным названием «Волжская Венеция».

Суть проекта заключается в гидронамыве на 1-2 м. грунта и соединении вышеназванных островов между собой с превращением их в полуострова и острова с мостовыми переходами. Эти острова в настоящее время представляют собой заболоченные и полузатапливаемые территории, непригодные для застройки. В результате получится вытянутый на 4,5 км полуостров, расположенный вдоль береговой линии города с максимально естественными контурами. На сегодня в Зеленодольске есть три нерешенных задачи: автомобильный мост через Волгу, пристань и набережная. Причем отсутствие набережной у волжского города, вытянутого на 9 км по пологому берегу реки, просто обескураживает. Как и отсутствие пристани, что для города корабелов тоже неестественно. Понятно, что исторически город развивался как промышленный узел предприятий ВПК, располагавшихся вдоль берега и приоритет был отдан интересам государства, а не нам, зеленодольцам. К слову сказать, генпланом Зеленодольска 70-х годов все-таки предусматривалось создание набережной на береговой линии шпалопропиточного завода.

Осуществление проекта возможно в несколько этапов:

  • На первом этапе осваивается территория, примыкающая к дамбе, строится пристань и набережная. Эта территория может застраиваться невысокими 2-х 3-х этажными зданиями различного назначения. Пристань Зеленодольску крайне необходима для организации туризма (в т.ч. в Раифу и на о.Свияжск), поэтому строительство гостиниц и туристической инфраструктуры более, чем востребовано. На сегодня российские туристы в Раифу прибывают преимущественно из Казани, тогда как и Раифа и остров град Свияжск территориально расположены ближе к Зеленодольскому транспортному узлу. Строительство набережной возможно длиной до 4-х километров по аналогии с набережной в городе Самара.
  • На втором этапе осваиваются три узких полуострова (средняя ширина 150м. для сравнения, средняя ширина застроенного дачами полуострова Ремешка составляет 130м.) застраиваются коттеджами, каждый из которых будет иметь выход к воде. Будет создана возможность построить до 600 коттеджей с созданием нового микрорайона с численностью населения до трех тыс.чел. и совершенно новой средой проживания, так называемый «водный мир».

Общие характеристики подготовительной части проекта:

  • Площадь- 200 га.;
  • Объем гидронамыва - 3 млн.м3. (1 земснаряд этот объем сделает за три-четыре года работы).
  • Ориентировочная стоимость гидронамыва 600 млн.руб. С учетом строительства пристани, подходного канала к ней и проведения дноуглубительных работ часть грунта будет обходиться бесплатно.
  • Ориентировочная стоимость коммуникаций 400 млн.руб.

Но проект «Волжская Венеция может существенно измениться, если будет принято решение о строительстве автомобильного моста через р.Волгу.

Мост

По мнению многих специалистов, оптимальным местом для размещения моста является дамба понтонной переправы, которая выходит на проектируемый в настоящее время Свияжский мультимодальный логистический центр. В настоящее время идет переписка между ведомствами в которой обосновывается необходимость моста не только для развития г.Зеленодольска, но прежде всего для оптимизации логистических потоков на СММЛЦ, с которыми мост в Займище не сможет справиться.

Свияжский мультимодальный логистический центр (СММЛЦ)

Особенно, учитывая прохождение по трассе Казань-Зеленодольск» строящегося транспортного коридора «Балтика-Китай».

Кроме того для строительства мостового перехода Зеленодольск -Нижние Вязовые имеется частичная инфраструктура - бывший понтонный мостовой переход. Также, при условии выхода моста на кольцевую развязку Сафоново на трассе Казань-Йошкар-Ола, на территории Зеленодольского муниципального района имеются свободные земли, по которым может пройти дорога до мостового перехода.

Таким образом, мы получим:

  • из болотистой полузатапливаемой территории вышеуказанные острова становятся площадкой, пригодной для застройки;
  • острова превращаются в полуостров с транспортной доступностью и возможностью проложить коммуникации из района ЗФЗ;
  • площадь территории увеличивается приблизительно на 50-60 га и составит около 200 га.;
  • создается интересный информационный фон и привлекается внимание к другим островам. Кроме того, становится возможным с нового полуострова подтянуть электроэнергию на Васильевские острова (расстояние до них около 100 м.), тем самым увеличив их капитализацию.

Все сказанное мной может показаться фантастикой, особенно в условиях кризиса. Но, опять обращаясь к истории, давайте вспомним, как зеленодольцы строили железную дорогу и заводы в условиях разрухи и голода после гражданской войны в 20-е годы. Или, как в тяжелейших послевоенных условиях конца 40-х начала 50-х годов готовились к затоплению Куйбышевского водохранилища, когда только в Казани было намыто и настроено более 26 км. высоких дамб. До сих пор не утихают споры о целесообразности затопления таких огромных территорий. Мы, реализуя этот проект, частично исправляем ошибки прошлых лет и завершаем планы (в том числе еще 50-х годов прошлого века), например по организации речного порта в г.Зеленодольске и строительства самой красивой в республике набережной.


Зеленодольским журналистам нужен ваш голос!



Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев