Зубры кораблестроения и интеллектуальная элита Зеленодольска: ЗПКБ исполняется 70 лет
Зеленодольское проектно-конструкторское бюро в эти ноябрьские дни отмечает 70-летие. В канун юбилея генеральный директор АО «Зеленодольское ПКБ» Евгений ЖИРКОВ ответил на наши вопросы.
Евгений Николаевич вспомнил о наиболее интересных проектах, созданных конструкторами и инженерами бюро, рассказал о сегодняшнем дне предприятия.
Начинали с «морских охотников»
– Евгений Николаевич, 70 лет – это большой срок, давайте вспомним, как в далёком 1949 году было создано ЦКБ-340 (п/я 12). Расскажите, как со временем менялись задачи, стоящие перед ЗПКБ?
– Изначально бюро создавалось для проектирования «больших охотников» за подводными лодками. Приказом министра судостроительной промышленности СССР от 18 ноября 1949 года при заводе №340 (ныне Зеленодольский завод им. А.М. Горького) было создано центральное конструкторское бюро (ЦКБ-340).
Первые пять лет, с 1949 по 1954, можно назвать организационным периодом в жизни бюро. В это время определялись основные направления работы, тематика, сложился коллектив со своими, пусть ещё не долгими традициями. В этот период формировалось то, что впоследствии стали по праву называть сложившейся школой, способной принимать новое поколение инженеров и готовить из них специалистов со своим почерком работы.
В 1955 году ЦКБ-340 стало самостоятельным предприятием и вышло из-под юрисдикции завода. А к десятилетию образования, в 1959 году, переселилось в центр города, на улицу Ленина, где в 1962 и в 1983 годах были построены два новых специальных производственных корпуса. Бюро, хотя и вышло из-под юрисдикции завода, но сохранило и свой номер, присвоенный по номеру завода, но самое важное, сохранило крепкие творческие и производственные связи с коллективом этого славного судостроительного предприятия.
Стратегические задачи, поставленные нашим государством, определили основные направления работы молодого коллектива: проектирование военных кораблей, защищающих границы родины и способных бороться с подводными лодками противника. В связи с развитием и совершенствованием кораблей и судов вероятного противника, соответственно менялись и задачи, стоящие перед ЗПКБ – бюро стало проектировать корабли и суда, не уступающие иностранным аналогам, а зачастую превосходящие их.
Нам есть чем гордится!
– По проектам Зеленодольского проектно-конструкторского бюро построены более 800 кораблей и судов, из которых около 200 поставлены на экспорт. Какие-то из них, например, малый противолодочный корабль проекта 1124 «Альбатрос», стали легендарными. Вспомним самые интересные и самые сложные проекты, над которыми пришлось работать сотрудникам бюро. Чем особенно гордится коллектив АО «ЗПКБ»?
– Коллектив ЗПКБ по праву гордится «знаковыми» проектами, ранее разработанными бюро (пр. 159, 35, 204 и другими). Неслучайно вы вспомнили проект 1124 «Альбатрос» – эти корабли главком ВМФ СССР С.Г.Горшков с полным основанием называл «рабочей лошадкой флота».
Как дети для родителей, так и корабли для проектантов – все самые интересные и сложные, но можно здесь выделить корабли на подводных крыльях типа «Сокол» проекта 1141 и суда контроля физических полей типа «Звук» проекта 1806.
Среди последних разработок следует отметить сторожевые корабли проекта 11540 (шифр «Ястреб») и самые современные корабли типа «Буян» проекта 21630 и МРК «Буян-М» проекта 21631.
– В день 70-летия вспомним ветеранов ЗПКБ: в бюро работали талантливые конструкторы, которыми гордится отечественное судостроение – среди них 14 лауреатов Ленинской и Государственных премий СССР…
– У нас трудились легендарные личности, например, лауреат Государственной премии СССР (1949г.) за освоение поточно-позиционного метода постройки «больших охотников», лауреат Ленинской премии (1965г.) за создание корабля проекта 204 В.И.Цюпак. Гордимся первым начальником и главным конструктором бюро, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, Заслуженным деятелем науки и техники ТАССР А.В.Кунаховичем. Ю.А.Никольский стал лауреатом государственной премии СССР (1979г.) за создание корабля 1124 «Альбатрос». С.В.Русских отмечен Государственной премией СССР (1985г.) за создание комплекса речных кораблей проектов 1208, 1209, 1249.
Есть два лауреата премии правительства Российской Федерации, причём один из них главный конструктор проекта 21630 Яков Кушнир трудится и по сей день.
– Многие сотрудники имеют звания «Заслуженный изобретатель», защитили кандидатские диссертации и даже – докторскую. АО «ЗПКБ» присвоен статус научной организации. Работников бюро прежде называли интеллектуальной элитой Зеленодольска. Можем ли мы и сейчас так сказать?
– Нас ещё называли «яйцеголовыми», что в переводе с народного «ну очень умные». Молодые специалисты прибывали в бюро из научных цент-ров судостроения СССР: Ленинграда, Горького, Николаева. Сегодня специалистов с высшем образованием хватает во всех учреждениях и организациях города, есть даже свои ВУЗы, однако коллектив бюро остается одним из лидирующих. Сегодня мы по-прежнему можем называться интеллектуальной элитой.
Портфель заказов и партнёры
– Расскажите, каков сейчас пакет заказов АО «Зеленодольское ПКБ»? Какова загрузка предприятия? Бюро работает не только в судостроении, но и других отраслях промышленности.
– Портфель заказов очень широк, но не всёдоходит до контрактов. В основном это судостроение: гражданское, коммерческое, для морей и рек, водохранилищ и озёр. Заказы самые разные, заказывают плавучие электростанции, заправки, гостиницы, бани и даже зверинцы.
– Создаются ли новые проекты сторожевых кораблей для Юго-Восточной Азии? Как показали себя фрегаты, построенные для Вьетнамских военно-морских сил?
– Фрегаты «Гепард-3.9», построенные для ВМС Социалистической Республики Вьетнам, показали себя хорошо. Неслучайно серия получила продолжение.
На экспорт поставляются не только готовые корабли, но и отдельные системы. Так для индийских кораблей проектов 28 и 15В разработаны, поставлены и сданы системы противопожарной защиты.
– Зеленодольское проектно-конструкторского бюро, как и завод имени Горького, вошло в состав судостроительной корпорации «Ак Барс». АО «ЗПКБ» имеет опыт многолетнего сотрудничества с горьковчанами. Как складываются отношения с заводом сейчас, много ли совместных проектов?
– Отношения не изменились – конструктивные и доброжелательные, ведь делаем одно дело. Пытаемся отстоять нишу в проектировании судов вспомогательного флота для Военно-Морского Флота России, предлагаем свои услуги в разработке высокотехнологичной продукции СФПР, танкера, судов на сжиженном газе, безэкипажных судов.
– Бюро сотрудничает с другими судостроительными предприятиями России?
– Накоплен большой опыт сотрудничества со многими судостроительными заводами страны. Сейчас есть ряд предложений от дальневосточников, но все они пока «подвисли» на уровне согласования ТКП. В качестве завода-строителя рыбопромысловых судов выступает «Хабаровский судостроительный завод». Работаем с АО «Восточная верфь» (Владивосток), АО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород) и другими предприятиями.
Прогулочная «Чайка» и малый морской танкер
– В августе этого года во Владивостоке состоялась торжественная церемония спуска на воду малого морского танкера проекта 03182 «Михаил Барсков», спроектированного Зеленодольским проектно-конструкторским бюро для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Такие новости всегда радуют! Будет ли продолжение?
– В соответствии с «Программой развития вспомогательного флота Российской Федерации» в России строятся четыре малых морских танкера по проекту 03182 разработки АО «Зеленодольское ПКБ».
Первый танкер – «Вице-адмирал Паромов» построен на АО «Судостроительный завод «Волга», спущен на воду в Нижнем Новгороде 23 декабря 2018 года. Танкер «Михаил Барсков» (АО «Восточная верфь») был спущен на воду 27 августа 2019 года во Владивостоке. На этих заводах строятся ещё по одному танкеру – это «Василий Никитин» и «Борис Аверкин».
– ЗПКБ работает над проектами прогулочно-пассажирских судов «Чайка» и «Чайка-СПГ». Есть какие-то перспективы с ними?
– «Чайка». В соответствии с распоряжением Президента Республики Татарстан Р.Минниханова АО «Зеленодольское ПКБ», совместно с судостроительной корпорацией «Ак Барс» и АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», приступило в 2018 году к проектированию серии прогулочно-пассажирских судов на единой гидродинамической платформе под классом Российского речного регистра. Они рассчитаны на 250, 150 и 100 пассажиров. Номера проектов 03620 и 03621 (шифр «Чайка»). Комплект документации разработан в полном объёме и передан на завод-строитель. Судно находится в стадии строительства.
«Чайка-СПГ». В соответствии с поручением Президента России В.Путина об утилизации огромных объёмов метана и поиске путей применения этого газа в народном хозяйстве Президентом РТ Р.Миннихановым принято решение о проектировании и строительстве первого в России пассажирского судна на СПГ.
В настоящее время АО «Зеленодольское ПКБ» на базе проекта 03620 «Чайка» разрабатывает технический проект и параллельно выдает заводу рабочие чертежи на корпус судна. Закладка судна намечена на декабрь 2019 года.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев