Железные дороги начнут продавать невозвратные билеты
В России начнется продажа невозвратных билетов на поезда дальнего следования, курсирующих во внутригосударственном сообщении.
Поправки об этом в Устав железнодорожного транспорта "Российская газета" публикует сегодня.
Как и у авиакомпаний, невозвратный билет на поезд будет дешевле. Появится выбор - доплатить за "страховку" на случай отмены поездки и в этом случае иметь возможность получить почти все деньги за билет накануне отправления или сэкономить на цене билета, взяв на себя риск, что в случае личного форс-мажора пассажир не сможет вернуть ни копейки.
Невозвратные тарифы можно будет выбрать для билетов в купе, сидячих вагонов, вагонов люкс и СВ. На плацкартные и общие вагоны новшество не распространяется, поскольку стоимость проезда там регулируется государством.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 года. В Федеральной пассажирской компании пока не называют даты открытия продажи билетов по невозвратным тарифам, компания прорабатывает механизм их реализации. "Сроки технической готовности пока не определены", - сообщили "Российской газете" в ФПК.
Эксперты считают, что скидки увеличат продажи билетов. Железные дороги уже давно продают билеты с дисконтом в зависимости от календарных колебаний спроса, от маршрутов, категорий поездов, каналов продаж и срока покупки билетов, теперь к ним добавляется опция невозврата.
Стоимость невозвратного билета будет меняться, как и у возвратного, в зависимости от спроса и даты покупки. С точки зрения развития конкуренции между видами транспорта предоставление железнодорожным перевозчикам права устанавливать невозвратные тарифы в нерегулируемом сегменте позволит в определенной степени выровнять условия конкуренции с авиационным транспортом, так как авиаторы получили право продавать такие билеты еще в 2014 году. При этом на авиатранспорте применяется достаточно гибкий подход при формировании разницы в цене между возвратными и невозвратными билетами. Она может составлять от 5 до 30 процентов и выше, при этом за возврат или изменение даты вылета по возвратным билетам взимаются существенные штрафы, которые могут доходить до 50 процентов стоимости билета.
Железные дороги возвращают за сданные билеты около 5-6 миллиардов рублей в год
Тем не менее полностью сравняться с авиацией железные дороги не смогут. Скорее всего, невозвратных безбагажных тарифов, как в авиации, не будет, и не только потому, что нет правовой основы для них. Дело в том, что на железной дороге себестоимость перевозки не зависит от веса чемодана, отметил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. В авиации вес имеет значение, ведь чем он больше, тем нужно больше топлива.
Однако эффект от внедрения таких билетов при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании в реальности может оказаться гораздо меньше ожидаемого. Безусловно, возможность не учитывать риск возврата при формировании стоимости билета может привести к некоторому снижению цен, но с высокой вероятностью доля риска возврата в структуре стоимости билета весьма невелика. Так, доля возвращенных билетов в среднем по сети не превышает десяти процентов, подсчитал Савчук.
В ФПК уточнили, что пассажиры возвращают не более восьми процентов билетов. При этом выплаты перевозчика пассажирам за возвращенные билеты составляют около 5-6 миллиардов рублей в год, подсчитал Юрий Саакян. Размер удержанного перевозчиком сбора за возврат не превышает 10-15 процентов от суммы выплат. Однако не стоит забывать о том, что определенная доля возвращенных билетов продается повторно, особенно это касается билетов, возвращенных в пиковые сезоны перевозок.
Но надо учесть, что, как и в авиации, за невозвратный билет на железной дороге можно будет получить деньги обратно, если поездку пришлось отложить из-за болезни пассажира или утраты близкого ему человека. Для возврата денег придется предоставить больничный или свидетельство о смерти.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев