Зеленодольцы переживают за будущее ЗФЗ: что происходит на самом деле?
Зеленодольский фанерный завод приостановил работу из-за нехватки сырья. Насколько длительным окажется перерыв в работе, что ждёт заводчан, спрашивают наши читатели.
«НАМ ПРОСТО НЕКУДА ДЕВАТЬСЯ…»
Мы обратились за разъяснениями на само предприятие, но, к сожалению, пока не получили их от представителей Зеленодольского фанерного завода. Приходится пользоваться информацией из других источников.
Как передают электронные СМИ со ссылкой на Минпромторг РТ, завод приостановил работу из-за нехватки сырья. По словам представителя министерства, речь о полном закрытии предприятия не идёт, однако когда будет возобновлена работа завода, пока неизвестно.
По словам председателя Рескома профсоюза работников лесных отраслей РТ Ильнура ГИМАДЕЕВА, ЗФЗ уведомил сотрудников о сокращении в начале октября. О численности сокращаемого персонала он говорить не стал. Как положено по закону, через два месяца, то есть в декабре, эти работники будут высвобождены от своих профессиональных обязанностей.
На страничке ВКонтакте, созданной сотрудниками предприятия, Алевтина ДМИТРИЕВА выложила стихи: «Пришли мы на ПФМК и здесь работаем пока. Нам просто некуда деваться, когда же будем открываться? Все ждём мы этого давно, мы верим – этот день настанет, ведь не закроют всё равно любимый наш родной завод! Мы верим все, весь наш народ, который с ЗФЗ живёт! Поддержите нас!» Сообщение датировано 27 сентября, но, по неподтвержденным словам работников, завод стоит уже с июля. По материалам в интернете, из 700 человек на предприятии сейчас работают чуть более сотни – слесари, наладчики, менеджеры и охрана. Часть рабочих временно перевели на Поволжский фанерно-мебельный комбинат.
Вчера по данным от наших читателей, некоторых рабочих вызвали на производство.
ГДЕ СЫРЬЁ?
Почему исчезло сырьё для фанерной отрасли? Ряд СМИ объясняют это возросшим объёмом экспорта так называемого «фанкряжа». Березовую древесину вывозят в Китай и Финляндию. На внутреннем рынке кубометр березового кругляка можно купить за 2,5 тысячи рублей, а китайцы покупают за 7 тысяч рублей за кубометр. Причем платят «наличкой». Фанерщики предлагают изменить законодательство, изменить условия прохождения таможни.
Хотя опрошенные нами зеленодольские эксперты считают, что проблемы не только в дефиците сырья. Вздорожавшая древесина лишь обнажила накопившиеся проблемы.
– Сорок лет я тружусь в фанерной отрасли и все эти годы слушаю песни о дефиците сырья, – говорит директор ООО «ФОРИТЕХ» Амир ФАТХУЛЛИН. – Однако фанерные предприятия строятся и работают. Такая ситуация была ожидаемой. Не стоит ссылаться, что кто-то скупает древесину, ведь так было всегда. Позиция, что нам должны на блюдечке всё преподнести, причём дешево, не устраивает партнёров. Сырьевой вопрос – не критический, если будет нормальная цена, будут возить.
– Иностранное вмешательство неприятно, но совсем не критично, – высказывает свою точку зрения Амир Бареевич. – Не могут китайцы скупать древесину по всей стране. Сравните, они приобрели всего 1 млн. кубов древесины, а мы клеим
4 млн. кубов, на это расходуем 12 млн. кубометров фанкряжа. Например, в Томской области китайцы построили современный завод на итальянском оборудовании – и прекрасно работают, везут к себе вполне легально шпон, а не кругляк. Я не верю, что только китайцы виноваты в наших проблемах.
Кстати, в мире фанера считается по внешним слоям – если использована береза, то это березовая фанера. Китайцы используют березу только для обложек, а внутри местная древесина, например, быстро растущий тополь – это позволяет снижать издержки. Я бывал в Китае и видел, что фанеру они могут делать буквально из жердей. Примерно 60-70 млн. кубов в КНР производят на тропических породах, а также на своем местном сырье. Когда говорят «китайская дешевая фанера» – значит, произведённая по таким технологиям. Но они способны производить и дорогую продукцию. Так в северном Китае обрабатывают нашу древесину, хотя березовую фанеру я видел и в прибрежных городах. Кстати, в северных районах Китая зимой заводы стоят, чтобы не тратиться на отопление, а летом работают на полную катушку. Это тоже даёт снижение расходов.
КОМПЛЕКС ФАКТОРОВ
Другой наш эксперт попросил не называть его фамилии. Алексей много работал с «фанерщиками» и сам занимался производством мебели:
– На предприятии старое оборудование, оно десятилетиями не модернизировалось, так что нужно говорить о целом комплексе факторов, а не только об отсутствии древесины. – Завод выпускает продукт, потребность в котором не растет, а падает, – фанеру, занимающую нижний сегмент в ценовом диапазоне.
Китайцы покупают березовый кряж за семь тысяч рублей, но ведь они как-то отбивают вложенные деньги. То есть выпускают востребованный продукт с более низкой себестоимостью. По этому пути надо идти и зеленодольцам!
Рынок сбыта у ЗФЗ был определенный, «нишевый», насколько мне известно, сейчас трудности возникли и на внешнем рынке, в последнее время ЗФЗ вкладывал средства в спасение одного из банков, при этом деньги извлекались из прибыли предприятия.
Я не удивлюсь, если впоследствии мы узнаем, что отсутствие сырья – лишь оправдание для переноса морально и физически устаревшего производства в Омутнинск, точнее – создание там нового предприятия.
НОВЫЙ ЗАВОД В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Слухи о строительстве нового фанерного завода в Омутнинске на ЗФЗ ходят давно. Так интернет-портал «Новый вариант» (Кировская область) опубликовал 14 июля заметку: «В Омутнинском районе построят завод по производству клееной фанеры. Строительство готово инвестировать предприятие из Татарстана. Общая стоимость проекта составит более 400 млн. рублей. Эта идея обсуждалась во время визита главы региона Игоря Васильева в Омутнинский район. Инвестором проекта выступает ПАО «Зеленодольский фанерный завод». Как рассказал председатель совета директоров предприятия Александр Когогин, предприятие планируется построить с нуля. Согласно бизнес-плану, его мощность к 2021 году должна составить 62 тысячи кубометров фанеры в год. Проект планируется реализовать в 2017-2020 годах. По словам Александра Когогина, инвестор имеет серьезные намерения и берёт на себя обязательства создать порядка 450 рабочих мест и обеспечить 55 млн. рублей поступлений в областной бюджет. Как отметил Игорь Васильев, инвестпроект по строительству фанерного завода заслуживает более детального обсуждения, что станет предметом отдельной встречи.
Зеленодольский инженер-проектировщик Геннадий ИВАНОВ работал над модернизацией и строительством многих фанерных заводов:
– В Омутнинске я бывал, прорабатывал там проект с другим инвестором, который в итоге отказался от подобной идеи. Условия для работы там есть, но по сырью придётся столкнуться примерно с теми же проблемами, что и здесь. Тендер на создание проекта Омутнинского фанерного завода не объявлялся, так что пока говорить не о чём.
– Знаю, что татарстанцы давно примерялись создать производство в Кировской или Пермской области, просили себе преференции у местных властей, – отметил и Амир ФАТХУЛЛИН. – Но с сырьём там будет примерно такая ситуация, как и в Зеленодольске. Производство на 62 тысяч кубов – это очень большое предприятие. На мой взгляд, 400 млн. не хватит, чтобы сделать подобный фанерный завод. Тендера на проектирование нет, может быть, речь идёт о том, чтобы перетащить пару станков, плюс сушилку и какой-то пресс.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев