Зеленодольское Проектно-конструкторское бюро отметило 75-летие со дня основания
Зеленодольское проектно-конструкторское бюро в эти ноябрьские дни отмечает 75-летие со дня своего основания
Вот уже три четверти века бюро динамично развивается. В канун праздника генеральный директор АО «Зеленодольское ПКБ» Евгений Жирков рассказал об интересных проектах, созданных конструкторами и инженерами Зеленодольского ПКБ, об истории и сегодняшнем дне предприятия.
Морской щит Родины
— Евгений Николаевич, лучшая характеристика для проектно-конструкторского бюро — это корабли, созданные по проектам Зеленодольского ПКБ. Давайте вспомним самые интересные и самые удачные проекты.
— За эти годы в Зеленодольском ПКБ созданы более 70 проектов кораблей различных конструктивных схем, по которым на заводах Зеленодольска, Калининграда, Керчи, Хабаровска, Сретенска, Феодосии, Санкт-Петербурга и Москвы построено более 800 кораблей и судов. Из их числа около 200 кораблей поступили на экспорт в страны Европы, Азии, Африки. Как оценивать их? Чтобы быть объективными, обратимся к государственной оценке. Творческий труд наших конструкторов неоднократно отмечался Сталинской, Ленинской, Государственной премиями СССР, а также премией правительства Российской Федерации. Большой охотник проекта 122Б — Сталинская премия II степени 1949 г. (А.Кунахович, В.Цюпак, В.Гусев, А.Шаповалов, Н.Шомин). Малый противолодочный корабль пр. 204 — Ленинская премия 1965 г. (В.Цюпак, А.Кунахович, М.Гольдберг, Н.Бочков, С.Вялков). Малый противолодочный корабль пр.1124 «Альбатрос» — Государственная премия 1979 г. (Ю.Никольский, Л.Федосеев, Б.Коваленко). Главком ВМФ СССР С.Горшков назвал «Альбатрос» «рабочей лошадкой флота». Вспомним и пограничные катера для реки Амур проекта 1248, 1249 — Государственная премия 1985 г. (С.Русскин, А.Абсатаров, К.Коротаев). Малый артиллерийский корабль проекта 21630 — Премия Правительства РФ 2009 г. (Л.Шарапов, Я.Кушнир). Визитной карточкой Зеленодольского ПКБ кроме «Альбатросов» стали: самый крупный в мире боевой корабль на подводных крыльях проекта 1141/11451 «Сокол»; корабль проекта 11540 «Неустрашимый», который на момент передачи ВМФ РФ в 1993 году по своим тактико-техническим характеристикам превосходил в своем классе не только отечественные, но и зарубежные аналоги; уникальные суда контроля физических полей проекта 1806 и 18061; сторожевые корабли проекта 11661К «Татарстан» и «Дагестан», являющиеся базой для семейства фрегатов «Гепард-3.9», поставленных на экспорт; корабли проекта 21630 и проекта 21631, и многие другие.
История. Как всё начиналось
— У Зеленодольского ПКБ невероятно богатая история, здесь работали легендарные личности. В сентябре «Зеленодольская правда» опубликовала большой материал о создателе бюро Александре Кунаховиче, приуроченный ко дню его рождения.
— Действительно, у нас трудились легендарные конструкторы: А.Кунахович, В.Цюпак, Ю.Никольский и другие. Наш первый руководитель Александр Викторович Кунахович был увлеченный, энергичный, трудолюбивый и талантливый человек, искрометный юмор и творческая активность которого увлекала людей, работающих под его началом. Несомненно, в развитии Зеленодольского бюро немалую роль сыграли его личные качества. В 1949 году он стал начальником и главным конструктором ЦКБ-340. Что предшествовало этому? В конце сороковых годов было принято решение об организации конструкторских бюро, проектирующих корабли, при заводах. Непосредственное соседство проектантов и судостроителей предполагало проектирование с учетом реальных возможностей производства и более активное участие конструкторов в постройке и сдаче кораблей. Кроме того, была необходимость рассредоточения судостроительных комплексов, так как локализация судостроительных производств по морским рубежам страны делала их уязвимыми в случае нападения противника.
В ноябре 1949 года вышел приказ Министра судостроительной промышленности СССР о создании ЦКБ 340 при заводе № 340 (ныне завод им. Горького) для проектирования «больших охотников» за подводными лодками. В то время на заводе им. А.М. Горького уже строились корабли проекта 122б, главным конструктором которого был А.В. Кунахович. Первые годы определялись основные направления работы, тематика, сложился сильный коллектив. В 1955 году ЦКБ 340 стало самостоятельной организацией и вышло из-под юрисдикции завода.
К 10-летию образования, в 1959 году, бюро переселилось в центр Зеленодольска на улицу Ленина. Направлением бюро тогда было проектирование больших охотников, или, как их стали называть позднее, малых противолодочных кораблей, специфика которых в том, что они должны уметь «быстро бегать, чтобы догонять» и «хорошо слышать, чтобы не пропустить». Но при этом «мало шуметь, чтобы себе же не мешать и себя не обнаруживать». В каждый конкретный период — от ЦКБ-340 до АО «Зеленодольское ПКБ» — бюро вносило весомый вклад в развитие страны. За 75 лет Зеленодольское ПКБ накопило огромный опыт создания современных кораблей различного назначения и практически ежегодно обеспечивает пополнение корабельного состава ВМФ России новыми кораблями.
Инновационная «Чайка» на СПГ
— Бюро занимается и гражданским судостроением?
— Стараясь внести свою лепту в развитие военного кораблестроения, бюро никогда не забывало и о гражданском. Так в развитие поручений Президента РФ по расширению использования природного газа в качестве газомоторного топлива разработано инновационное речное пассажирское прогулочно-экскурсионное судно проекта 03622 «Чайка» с двигателями, работающими на сжиженном природном газе (СПГ), и осуществлено техническое сопровождение строительства первого и пока единственного в России пассажирского судна на 170 пассажиров на заводе имени А.М. Горького.
В 2022 году проекту 03622 прогулочно-экскурсионного судна для местных линий «Чайка-СПГ» присвоены звание лауреата Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России» в категории «Новинка» и республиканского конкурса «Лучшие товары Республики Татарстан» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».
Творческая элита
— Коллектив бюро называли интеллектуальной элитой Зеленодольска...
— В бюро работали и работают талантливые конструкторы, которыми гордится отечественное судостроение, среди них лауреаты Ленинской и Государственных премий СССР и РФ. Многие сотрудники имеют звания Заслуженный изобретатель, защитили кандидатские диссертации и даже докторскую. Молодые специалисты прибывали из научных центров судостроения СССР: Ленинграда, Горького, Николаева.
Сегодня для молодежи в бюро имеются хорошие возможности для плодотворной деятельности и карьерного роста, работать в АО «Зеленодольское ПКБ» и престижно, и интересно. Коллектив бюро всегда быстро и гибко реагировал на любые запросы времени, успешно решал поставленные перед ним задачи.
Предприятие не стоит на месте, находится в постоянном движении вперед. Развиваются технологии проектирования и производства, разрабатывается новое оборудование и системы вооружения, совершенствуется тактика его применения. Все это приводит к необходимости расширения объема задач, которые необходимо решать кораблями различного назначения.
Сегодня в бюро активно ведутся работы над новыми проектами кораблей, которые отвечают современным требованиям ведения боевых действий на море. Зеленодольское ПКБ имеет солидный послужной список, и хочется надеяться, что он будет продолжен новыми поколениями конструкторов. В настоящее время Зеленодольское ПКБ — предприятие мирового уровня, способное решать большой спектр задач. От всего сердца поздравляю коллектив нашего предприятия и ветеранов бюро с юбилеем, желаю счастья, долголетия, творческих успехов!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев