Зеленодольский учитель Виктор Савельев: как в провинции «свить культурное гнездо»
«Культ культуры» - новый проект нашей редакции. Он не случаен. 2019 год объявлен в России годом театра. Зеленодольск - город, где, несмотря на провинциальность и малочисленность, из поколения в поколения рождаются и появляются из других мест люди, которые творят духовную составляющую места.
Мы решили открыть цикл бесед с людьми, которые по сути своей входят в так называемый «культурный слой».
Первый наш гость – учитель. Виктор Алексеевич Савельев педагог лицея имени Пушкина №9, в образовании 26 лет.
--Виктор Алексеевич, мы решили начать наш цикл с беседы с педагогом. Почему? Все на поверхности: понятие культуры имеет два значения – 1) возделывание, творчество; 2) образование, воспитание. Вы по своей профессии имеете непосредственное отношение к пункту второму. Так почему же сегодня особенно важно воспитание культурой? Или, как писал Цицерон, - «возделывание души»…
--Надо всегда начинать с обращения к истокам. В XVIII веке и в первой четверти XIX лексемы «культура» в русском языке не было. В качестве синонима соответствовало только одно — просвещение. И это неудивительно. Ведь культура способна накапливать разнообразные знания, сведения, информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает как интеллектуальная память человечества. И здесь исключительная роль принадлежит системе образования.
--А каким образом это должно происходить, на ваш взгляд? Как вводить новое поколение в мир не псевдо, а действительно культурных ценностей? Ведь назиданием сегодня только отпугнуть можно. А наша стремительно меняющаяся, взрывающая событиями жизнь предлагает в основном легко и быстро усвояемый «продукт», как правило, далекий от хорошего…
--Масс-культура, попса, «веселухи» всякие – это всё имеет право быть. Но должно существовать ТАКОЕ место, ТАКОЙ формат, в котором самый шкодливый семиклассник откроет от удивления рот и забудет про игрушки в своём сотовом, ощутив «знамение грядущей гармонии» по Рериху… Вот вам несколько зарисовок.
Актовый зал лицея Пушкина. Фестиваль, посвящённый 80-летию детского писателя Крапивина. На сцене детский хор музыкальной школы, педагог Светлана Сарандова. Подняла руки для дирижирования. Остановилась. Повернулась в зал. Много говорящий взгляд… Сидящий рядом со мной школьник откладывает свой сотовый в сторону. Взмах руки – и хор вступает…
На сцене театра «ХамелеоН» на соломе спит босой юный Дон Кихот. (Ред. Спектакль стал лауреатом первой степени на международном конкурсе камерных театров в Сочи). Ключница поёт ему испанскую колыбельную la nanita и гладит по волосам… И у меня, а мне 60 лет, комок в горле…
Российский поэт Владимир Ток в Зеленодольске. (Как он сам сказал – это был самый тёплый зал в его туре от Тулы до Казани). Энергия слова накрывала, отражалась от стен и снова захлёстывала…
Бардовский концерт в декабре… Визбор с экрана читает «назидание потомкам» - и полный зал встает!
Вот оно, «знамение грядущей гармонии...»
--Но это такие крошечные ростки. А параллельно тотальная атака пошлости. Вы посмотрите – миллионные просмотры у клипа «Ибица» - шокирующий своей низкопробностью продукт Киркорова и Баскова, где «народные» обливают друг друга экскрементами. Как говорится, дальше уже некуда. Невольно вспомнишь о цензуре…
--Однажды российское телевидение организовало «круглый стол» с участием западных журналистов, проживших несколько лет в России. И там французский журналист высказал мысль: мол, пройдет время, и вы догоните Запад по материальным благам, а вот мы уже не вернем себе душу. Тогда, лет десять назад, во время потребительской лихорадки, никто и не понял, о чем он. Сейчас, думаю, пришло это время.
--А мне видится, что эта лихорадка не только не закончилась, а продолжает набирать обороты.
--Всегда находятся люди, которые противостоят дурному. Когда-то давно, в «педагогической» газете «Первое Сентября» вышел материал о путешествии журналистов по школам юга России, где главная беда – семечки. Шелуха во всех школьных коридорах и кабинетах! И вдруг – в одной из школ нет семечек! Такое там приняли решение, начали бороться с семечковым беспределом. И смогли же!..
--А что мы можем сделать в нашем городе, какую среду создать? Ведь и у нас непаханое поле в деле «возделывания души»…
-- Культура российской провинции — это не ухудшенная, сниженная копия столичной, не просто «дома пониже и дым пожиже» (хотя и этот синдром присутствует). Но это еще и особый мир с собственными ценностями, которые не только утеряны в столицах, но и попросту там невозможны. Отдельный нашумевший спектакль, скандальная книга, залетевшая знаменитость, открывшаяся гимназия, удачный вернисаж... Эти события, привычные в столице, могут изменить жизнь провинциального города, создать особую атмосферу культурной общности.
Столица в XVIII—XIX вв. стремилась «догнать» Запад, стать таким же «городом мира», как европейские столицы. Судьба провинции в этом соревновании культурных новшеств была иной. «Догонять» не было ни смысла, ни возможности. Культурная ценность провинции стала определяться способностью создать собственный оригинальный мир на основе усвоенного просветительства, стать не «городом мира», а «миром города», выстроить уникальное «культурное гнездо».
--А еще были поговорки "Русь держится на провинции" или "Русь подпитывается провинцией"…
--Да, всегда из провинции выходили лучшие умы Государства Российского. Провинциальный человек при всех остальных прочих равных условиях был честнее, чище духовно и работоспособнее, так как был меньше избалован, чем столичный человек. В этом смысле показательны слова Сергей Довлатова «Нет географической провинции, есть провинция духовная...»
--Не поленилась, посмотрела отчёт о совещании в Калининграде о создании культурно-образовательных комплексов в стране. Даже выписала абзац: «Это штампованная фраза, казённая – «самореализация граждан». Но что за ней стоит? За ней судьбы наших людей, жизнь российских семей в регионах нашей страны. За этим стоит, на первый взгляд, прозаичная вещь – обучение детей. Одно дело, есть такая возможность у семьи, потенциально, даже понимание того, что это возможно, а другое дело – этого нет...» У нас достаточно таких мест, где детям дают возможность, так скажем -- для прорастания души?
--Их много не бывает. Приведу пример. Центр современной культуры «Смена» в Казани — независимый проект, начавший свою работу в 2013 году. Включает в себя галерею, лекторий и книжный магазин. В 2015 году центр запустил одноименное книжное издательство. Здесь регулярно проходят выставки современного искусства, лекции известных деятелей науки и искусства, открытые дискуссии, презентации книг, показы кино, городские фестивали. Или резиденция креативных индустрий «Штаб» - главная креативная площадка Казани, предназначенная как для работы, так и для творчества.
Уверен, есть и в Зеленодольске таланты, которые могут рождать подобные проекты, современные, востребованные у молодежи. И чем больше их будет, тем больше людей будет искать СВОЮ нишу в пространстве культуры, которая делает его лучше, красивее, добрее. Которая делает его Человеком. Нужен только толчок для объединения. А может, и для поддержки таких людей.
--А вы бы включились в такой проект?
--Безусловно. Не дать оставаться сорным растением, неокультуренным, невозделанным считаю главной задачей любого учителя…
От редакции: приглашаем к продолжению разговора тех, кому не безразлична культурная среда Зеленодольска.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев