«За спинами не прятался…»: Сорок лет назад зеленодолец Сергей Чадаев погиб, выполняя интернациональный долг
Сегодня, 15 февраля, исполняется 35 лет с того времени, как последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. В 1989-м завершилась десятилетняя война, унёсшая свыше 15 тысяч граждан СССР, среди них — 14 зеленодольцев...
У Ольги Корсаковой (зеленодольцы её помнят в качестве руководителя местного отделения Пенсионного фонда) из Афганистана не вернулся брат Сергей. Он погиб 40 лет назад, 6 августа 1984 года. Этот чёрный день наша собеседница запомнила на всю жизнь.
— Мы ещё ничего не знали, а мне с утра было не по себе. И что удивительно, на дворе лето, и вдруг пошёл снег! Он и сейчас перед моими глазами, — рассказывает Ольга Геннадьевна.
Для Ольги Корсаковой те роковые события не имеют срока давности
В июле 1984-го, за две недели до трагедии, у неё родился сын Алексей. Счастливая молодая мама, у которой вся жизнь ещё впереди. Однако потеря единственного брата для неё стала таким большим горем, что она как будто овдовела...
Серёжа Чадаев рос хорошим, заботливым мальчиком, родители в нём души не чаяли. Семья в 60-70-е годы жила в Кабачищах, и он помогал колоть дрова, хлопотал по хозяйству.
— По своей натуре это был спокойный, уравновешенный человек, в его школьной характеристике так и было записано: «Пользуется авторитетом в классе, в отношении со взрослыми сдержан и скромен».
Сергей Чадаев незадолго перед отправкой в Афганистан
Спортивный, увлекался техникой, рисовал, выжигал по дереву, как многие тогда — любил играть на гитаре. Отучившись в школе, поступил в ПТУ № 25 при заводе им. Горького — наши родители работали на этом предприятии. Специальность выбрал востребованную — «газоэлектросварка». Если в школе он не особо проявлял рвение к учёбе, то в ПТУ был одним из лучших, в 1981-м его даже включили в состав стройотряда Казанского авиастроительного института, который направили в Ташкент.
Сергей параллельно учился в ДОСААФе, где получил водительские права на категорию «С». Эти «корочки» сыграют в его судьбе решающую роль. В 1982-м ему исполнилось 18 лет, и он попадал под осенний призыв. В Афганистане уже три года шла далёкая, непонятная советским людям война. Нашему герою предстояло отправиться туда.
Ольга Геннадьевна вспоминает, что провожать брата в армию съехалась вся родня. Провожали достойно, без обильных возлияний и драк, что тогда было не редкостью. Пришли друзья, подруги, среди них — любимая девушка Света, обещавшая его ждать.
— Мы тогда уже жили на Мирном, помню, у нас осталось ночевать много родственников, спали плохо, беспокойно, — продолжает Ольга Геннадьевна. — С вечера стол вынесли в прихожую, чтобы в зале освободить место. Утром мы выходили вместе с Серёжей, и он перед самым уходом вдруг сел на этот стол. А это очень плохая примета. И потом, когда ехали в военкомат, на улице моросил дождь, природа как будто плакала. При посадке в автобус его рюкзак развязался и все вещи из него вывалились наружу.
Всё это вселяло в мою душу тревогу, я как будто чувствовала, что случится что-то нехорошее. И у него, как мне кажется, тоже было недоброе предчувствие, я даже в какой-то момент заметила на его глазах слёзы...
Судя по всему, родители Сергея испытывали те же чувства. Иначе чем объяснить, что они решили навестить сына, находящегося перед отправкой в Афганистан на самом юге Узбекистана, в городе Термезе. Воинская часть огорожена, кругом посты, на территорию мышь не проползёт, не то что посторонний. Режим строжайший! Но офицеры сжалились над приехавшими из такой дали, разрешили свидание. Последнее в их жизни.
— До окончания службы оставалось всего два месяца, когда во время очередного рейса он погиб. Потом было мучительное ожидание, цинковый гроб пришёл только недели через три.
Отец отказывался верить в случившееся. У Серёжи во время службы, ещё до этого, оторвало два пальца, и папа хотел убедиться, посмотреть на руку сына. По его настоянию сопровождавшие тело военнослужащие приоткрыли крышку. Я только увидела кирзовые сапоги и отвернулась.
На кладбище собралось много народу, всё как в тумане, я даже не помню, были ли ружейные залпы или нет.Спустя сорок лет мне так тяжело это вспоминать... Я уже говорила, что в то лето у меня родился сын. В 2002-м, когда Алексею было восемнадцать, он погиб в автокатастрофе. А в этом году ему исполнилось бы сорок лет. Теперь они оба, Серёжа и Алёша, лежат в одной ограде...
Ольга Геннадьевна отмечает, что в её горе всегда были рядом члены боевого братства. Особенно она благодарна сослуживцам и близким друзьям Сергея — Гумару Гибадуллину и Рустаму Ишметову, они трепетно хранят память о своём погибшем товарище.
Друзья не забывают могилу Сергея Чадаева. Слева направо: Сергей Петькелёв, братья Роберт и Альберт Салахутдиновы. 1987 г.
В справке, выданной родным в 1984 году начальником штаба воинской части № 68185, говорится, что Сергей Геннадьевич Чадаев, выполняя боевое задание, верный воинской присяге, погиб, проявив стойкость и мужество. Посмертно зеленодолец награждён орденом Красной Звезды.
Слово о друге
— Сергей был прямолинейным человеком, если что высказывал, всё прямо в лицо, — вспоминает о своём друге его сослуживец по 659-му отдельному автобатальону Гумар ГИБАДУЛЛИН. — За спинами не прятался, был надёжным: сказал — сделал. Верный товарищ, на него можно было положиться, неприятных сюрпризов от него ждать не приходилось. Служил честно, от обязанностей не отлынивал. Перевозил топливо, одно время даже офицеров, а в последние месяцы служил на «КамАЗе», на котором стояла зенитка. На этой машине он и погиб. Позже мы сделали в части памятник, установили его у дороги, где всё произошло. И каждый раз, проезжая мимо этого места, подолгу сигналили...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев