Волшебники живут в театре, или Почему режисcёра Евгения Казанцева называют Зеленодольцевым
Ничего случайного в жизни не бывает – убежден Евгений Казанцев, главный режиссер Зеленодольского музыкального театра. Они жили с родителями в Воронеже, когда ему, мальчишке, подарили хоккейную клюшку, на которой было крупно написано «Зеленодольск».
– Запомни этот город, – сказал тогда отец. И, как оказалось, не случайно.
Евгений Казанцев, живущий в Казани, с 2007-го ездит в Зеленодольск, чтобы ставить спектакли в местном – сначала Дворце культуры, а теперь – музыкальном театре.
«Давай уже тебя в Зеленодольцева переименуем!» – шутят в ЗМТ. У Евгения Вячеславовича своих шуток полно в ответ. Легкий на подъем, человек-улыбка, открытый, светлый, он и спектакли создает с радостью, азартом. Но об этом позже. А пока вернемся к неслучайностям.
Отец Вячеслав Васильевич Казанцев – народный артист Татарстана, много лет служит в Казанском Театре юного зрителя.
– Дома у нас никто не устраивал вслух читку книг Станиславского, но среда, в которой растёшь, все же определяет будущее. Мы жили в общежитии артистов воронежского ТЮЗа. Спектакли, в которых играл отец, я смотрел по многу раз. «Ты уже всё наизусть знаешь!» – удивлялась мама, Ирина Константиновна, гример театра. «Так они же каждый раз играют по-новому!». До сих пор помню, как меня перевернула роль Короля в исполнении отца в «Трёх мушкетерах». В нашем роду «ни князей, ни графьёв» не было, а тут такая стать, осанка! Какой Д’Артаньян, я видел на сцене только отца.
И хотя Женя делал ставку на спорт, занимался волейболом, хоккеем, видимо, от судьбы не уйдёшь. В детстве постоянно что-то сочинял, изображал. Из трёх лет службы в военно-морском флоте – полтора года в гарнизонном морском клубе: и там разглядели талант, актёрские способности.
Решил поступать на истфак, но увидел объявление о Дне открытых дверей в институт культуры. По случайности забрёл в аудиторию, где педагог вдохновенно рассказывал про технику речи, фехтование, потом предложили слушателям показать этюды. В перерыве зашёл в курилку. Там столкнулся с педагогом, который вёл занятие. «Ну что, стоит мне поступать?» «Вам – стоит…».
А экзамен принимал тот самый, из курилки, Леонид Владимирович Петров, который и станет главным Мастером для Евгения Казанцева в институте культуры. «Именно он открывал для меня тайны режиссуры…»
Уже через полгода – главная роль в казанском театре им.Качалова.
– Мне предложили сыграть Чипполино, а у меня рост 1.85 см, смешно! А с другой стороны – я всего полгода, как студент, а уже играю в Качаловском!
Позже он там сыграет в «Яме» Куприна, «Шейлоке» Шекспира, «Горько» Зощенко… Но все время будет думать, что актерская стезя не его. Поэтому через три года поступил в Московский институт на специальность «режиссер драматического театра», где попал на курс к известному педагогу, актеру Малого театра, народному артисту России М.Новохижину.
– Это была удача! Незабываемое время! Такое проникновение в суть театра нам подарил Михаил Михайлович…
«Режиссёр мягкой силы» Евгений Казанцев убеждён, что театр сегодня востребован как никогда
Вернувшись в Казань, Евгений уже играл в основном составе труппы в культовом спектакле качаловцев «Поминальная молитва». Но тяга к режиссуре не отпускала. И уже с 1997-го Казанцев работает режиссером казанского ТЮЗа.
– Огромное спасибо художественному руководителю театра Владимиру Ароновичу Фейгину и директору Фариту Шамильевичу Шамсиеву, что поверили в меня.
В ТЮЗе Евгений поставил «Бесплодные усилия любви» Шекспира, «Прощание в июне» Вампилова, несколько сказок. Потом жизнь свела с театром «Шляпа», где началось сотрудничество с Александрой Галкиной и Дмитрием Бечиным (позже они работали в управлении культуры Зеленодольска). Так и потянулась ниточка в наш город.
– Галкина мне тогда рассказала про зеленодольскую музыкальную аномалию: все поют, танцуют, рисуют, там даже Лундстрем работал… И я поддался! Но ни дня не пожалел. Важно, что у нас любовь взаимная – и с городом, и с театром.
А на зеленодольской сцене стали один за другим рождаться спектакли. «Смехалион», «Воображариум», «Сказ о Берендеевом царстве», «Красавица и чудовище», «Федорино счастье», «Аз и Ферт», «Сказка о царе Салтане», «Башмачки»… Спектакли, которые всегда собирают полные залы, с которыми уже выезжают на гастроли.
В роли римлянина в спектакле «Смехалион»
– Но ведь вы учились у мастера драматического театра, а здесь музыкальный…
– Вот это – именно моё! Я вообще считаю, что музыкальный – главный театр. С него все началось. Помните самые первые пьесы: на сцене артист и хор. Заметьте, – хор! Я уверен, что он был поющий, а не декламирующий. Музыкальный театр – это фейерверк возможностей: проявить себя в нескольких ипостасях – не только как драматический актёр, но и как вокалист, танцор.
– Вы и сами запели в «Ромео и Джульетте»…
– Ох, авантюра… Но очень люблю роль Отца. Хотя по-прежнему актёром себя не считаю.
А вот в труппе и зрители очень любят, когда режиссёр Казанцев выходит на сцену. Его кураж, умение перевоплощаться – украшение всех спектаклей. Чего стоит его Сыщик, отбивающий степ в «Башмачках»!
А Евгений Вячеславович всё больше – о режиссуре, бесконечно готов говорить о Мейерхольде, Вахтангове или о том, что в Москве ставят новую версию «Бумбараша».
В роли Отца в спектакле «Ромео и Джульетта»
– Режиссёры бывают разными. Вы какой? Тиран? Или – «Здравствуйте, мои хорошие!» – помните, так у Шекспира Гамлет встречает бродячих комедиантов?
– Наверное…, я – режиссёр мягкой силы. С артистами в демократию не поиграешь, иначе спектакль будет разваливаться. Но и жесткого давления стараюсь избегать. Мне ближе, когда в команде идет обсуждение. Греет, когда вдруг ночью кто-то из них позвонит: «Слушайте, я понял, как надо играть!»
Очень рад, что уже сложился коллектив. Мы близимся к репертуарному театру, что чрезвычайно сложно для небольшого города. Думаем, как использовать малую сцену. Самое главное – ребята понимают, в чём смысл нашего служения. Театр ведь это волшебство. Вот мы сейчас ставим «Волшебника Изумрудного города» и не знаем, что получится в результате. Это, как в фильме «Влюбленный Шекспир»: «Боже, у нас нет Ромео! Ничего не получится». «Все будет хорошо». «Почему?» «Это театр!..» Да, потому что в нашей работе есть элемент волшебства. А работники театра – волшебники, которые создают то, что называется чудом…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Комментарии
0
0
Наш любимый режиссер
0
0