Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

16+
Новости

В октябре Зеленодольский завод имени Горь­кого отмечает 130-летие со дня основания

О первых шагах предприятия рассказывает руководитель заводского музея Диляра ЕГОРОВА

– История нашего завода всегда была тесно связана с судоходством, ведь в дореволюционной России, особенно в XIX веке, когда железные дороги ещё не получили широкого распространения, реки были главными путями сообщения, – говорит Диляра Рушановна. – С ростом числа судов возникла и острая необходимость в их обслуживании. В 1894 году губернское начальство принимает решение о постройке мастерских для ремонта и стоянки технического флота в зимний период в Паратском затоне.

– Почему выбор пал именно на Кабачищи?
– Наш затон имел много преимуществ. Судите сами: длина – 4 км, средняя ширина – 100 метров, глубина – более 2 метров, а от основного русла реки отделён широкой и высокой косой. Кроме того, очень удобный, защищённый от ледохода вход, рядом железная дорога, близко Казань... Словом, идеальное место! И вот 130 лет назад, 10 октября 1895 года, правление Казанского округа Министерства путей сообщения договаривается с кабачищинскими крестьянами, что на их участках будет строиться предприятие – Паратские мастерские, заключают с ними официальный договор об аренде земли. Эту дату и принято считать исходной, с чего начался наш будущий завод.

В самом конце XIX века в одном из цехов произошёл пожар, но это не помешало предприятию продолжить дальше развиваться. 1899 год

В том же 1895-м построили первые деревянные цеха, склады для хранения судового имущества, а также жилые дома для команд зимующих судов. Начали выполняться работы по ремонту технического флота, а в коллективе росло число квалифицированных рабочих-металлистов. Через 10 лет, к 1905 году, деревянные здания заменили уже на кирпичные,
а окончательно мастерские были построены в 1907-м, тогда появились механический и кузнечный цеха, столярно-плотницкие мастерские, котельная и даже электростанция! Общая площадь всех зданий составила 1748 квадратных метров. С постройкой водонапорной башни – той самой, которую назовут потом в честь Тамары, была проложена водопроводная сеть с забором воды из затона. На берегу поставили резервуар для приёма топлива с нефтеналивной баржи.

– Сколько человек трудилось в тот начальный период?
– По списку числилось 73 рабочих и 13 сотрудников административно-управленческого персонала. Но зимой состав возрастал до 200 человек. Ремонт длился всю зиму, срок окончания работ для всех судов был одинаковым – открытие навигации на Волге.

– На нынешней улице Почтовой для управленцев предприятия построили несколько домов, один из которых дошёл до наших дней. А из кого состоял административно-технический штат в те годы?
– Нам известно, что были должности начальника мастерских, его помощника, заведующего затоном, бухгалтера-письмоводителя и табельщика. Как видим, коллектив был небольшим, особенно по нынешним меркам. Тем не менее и со своими задачами справлялись, и даже помогали возводить важнейший стратегический объект – Романовский мост, который строили с 1911-го по 1913 год.

К 1906 году были построены первые капитальные здания в Паратских судоремонтных мастерских. 1913 год

– Когда произошёл переход предприятия из судоремонтного в судостроительное?
– Предпосылки к этому произошли ещё в 1913 году, именно тогда мастерские получили заказы на изготовление запчастей для землечерпательных машин, постройку понтонов и вспомогательных средств. Под это дело было установлено дополнительное оборудование, построено новое здание судо-корпусного производства. Ещё через 3 года, в 1916-м, началось сооружение литейного цеха. Теперь Паратские мастерские сами могли производить литейную продукцию, и это было настоящим прорывом – другой уровень производства! В тот же период приобрели станки по металлу и дереву, в том числе универсальные фрезерные.
Но у нас принято считать таковым переходом 1926 год, когда от Волжского  речного судоходства завод получил свой первый судостроительный заказ на постройку двух барж грузоподъёмностью 1000 тонн, в 1927-м они были торжественно спущены на воду.



 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Комментарии

  • аватар Без имени

    0

    0

    Сегодня с коллегами, казанскими экскурсоводами, приезжали посмотреть музей, Диляра провела для нас просто великолепную экскурсию - интереснейший и очень душевный рассказ, глубокое знание истории предприятия, прекрасная обширная музейная экспозиция! Это место, куда нужно обязательно приезжать - музей замечательный и интересный не только для взрослых, но и для школьников и студентов!