Новости Зеленодольска

В какой "Капкан" окунул зрителей Московский кинофестиваль

Когда-то председатель жюри 41-го Московского кинофестиваля Ким Ки-дук пришёл к российскому зрителю с отчаянной и откровенной кинокартиной "Остров" (2000), в центре сюжета которой стояла проблематика взаимоотношения полов. Совсем иные вещи занимают островитян, на которых корейский режиссёр теперь смотрит взглядом судьи.

Действие турецкого фильма "Капкан" (режиссёр С.Чолак) разворачивается на озере Бейшехир, где в поселении на небольшом острове живут с семьями герои - пятеро мужчин, знакомых с детства. Из города, к которому они относятся, регулярно приезжают молодые инженеры с планами строительства дорог, новой мечети, проектом парка. Но пока парк здесь невозможно даже представить - на диком берегу растянуты рыболовные сети, бегают дети с собаками, и где-то прячутся волки.

Однажды ночью друзья отправляются рыбачить. Якуп выговаривает Кабиру за плохую помощь товарищам. Что происходит дальше - неизвестно. Возможно, Якуп так ударил друга, что тот упал за борт, возможно, вставая, тот оступился, или вдруг бросился в тёмные воды сам, или его утащило туда то, что людям не показывается. Тело Кабира выловят следующим утром, отнесут на старое кладбище, тут же на берегу, и с его уходом в жизнь героев войдёт какая-то новая сила. Как будто сама Природа, прокравшись на цыпочках, встала у изголовья - и теперь внимательно следит за каждым вздохом, каждым поступком человека.

Сёйид Чолак, возможно, вдохновлялся "оскароносным" фильмом Клинта Иствуда "Таинственная река" по роману Дэнниса Лихейна - о том, как сложно формируется и легко ломается мужское начало, и как мало могут знать друг друга те, кто живёт рядом всю жизнь. Но при создании оригинальной атмосферы он справедливо доверился уникальному островному колориту, предметному миру сельского патриархального быта и снегу, падающему на ледяной покров тёмной воды.

Для многих международных форумов является признаком хорошего тона приглашение в конкурсную программу следующей работы недавнего победителя. ММКФ сделал подобный реверанс целой региональной кинематографии - после вручения в апреле 2018-го Гран-при "Царь-птице" фильмом, открывающим конкурсные показы в нынешнем году, стала новая якутская картина "Надо мною солнце не садится" (режиссёр Л.Борисова).

Алтан из обеспеченной семьи, но не может простить отцу, что совсем не видел его в детстве, и после смерти бабушки не может найти сил с ним разговаривать. К тому же он попал в капкан между студенческой и взрослой жизнью: закончил институт, пока не нашёл работу, а увлечён в основном собственным юмористическим видеоблогом. По предложению дяди, владельца песцовой фермы на острове в море Лаптевых, он отправляется туда подменить уехавшего на месяц в свадебное путешествие единственного работника. Вскоре Алтан выяснит, что у него есть сосед, старик Байбал, который приехал в места, где был когда-то счастлив, чтобы умереть. Алтан открывает новый канал в Инстаграме.

Реклама

Вариаций подобного сюжета в истории кинематографа десятки. Недавно умерший Марлен Хуциев сделал из встречи людей двух поколений философскую драму ("Послесловие" (1983)), но кинематографисты Якутии легко готовы пойти по пути сентиментальности, чтобы проговорить неустаревающие истины, важные как для их земляков, так и далеко за пределами Республики Саха.

За месяц Алтан поймёт, что не надо ждать смерти, чтобы сделать самое важное, никогда не поздно исполнить хотя бы несколько желаний, счастливым можно стать, помогая другому стать счастливым.

И главное для каждого кинематографиста: иногда важно остановиться и выключить камеру.

 

Константин Чалый, "Зеленодольская правда" 

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: