В честь кого назвали Башню Тамары? Ответ - в дореволюционных метриках
Башня Тамары – одна из самых интересных архитектурных достопримечательностей нашего города. Её построили в 1898 году в качестве насосной станции под нужды Волго-Вишерского акционерного общества. И сооружение до сих пор работает по назначению!
Башня действительно легендарная. Народная молва, о которой в своё время написал зеленодольский писатель-краевед Владимир Федотов, связывает с этим историческим строением грустную историю любви.
В лето 1898 года строительство башни подходило к концу, когда среди подсобных рабочих появилась 17-летняя девушка по имени Тамара. Молодая помощница была очень хороша собой и сразу влюбила в себя всю бригаду каменщиков, трудившихся на объекте. При её появлении рабочие не могли скрыть восхищённых взглядов, кирпичи буквально валились у них из рук. Находились и такие, кто отпускал в адрес красавицы шуточки. Тамара же не обращала на них никакого внимания – гордая была.
В числе рабочих был 25-летний парень: статный, сильный, ловкий и даже с благородными манерами. Он замечательно играл на гитаре и пел романсы. Он сразу влюбился в Томочку, но та не хотела его замечать, оставаясь надменной и неприступной.
Однажды этот каменщик, чтобы привлечь к себе внимание, спел романс на знаменитые стихи Михаила Юрьевича Лермонтова:
«В глубокой теснине Дарьяла,
Где кроется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея, на чёрной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла!»
Слушатели громко загоготали, «царица» же, покраснев, убежала. А буквально через несколько дней произошла трагедия: во время работы Тома оступилась, сорвалась с настила и упала на камни, разбившись насмерть. С тех пор башню и стали называть её именем.
Такова легенда. Но так ли всё было на самом деле?
С нами связался Евгений, генеалог из Казани, который подверг сомнению историю 124-летней давности.
– Меня заинтересовала эта зеленодольская легенда, и я решил внимательно изучить все метрики по сёлам Зелёный Дол, Большие Параты, Вязовые за 1895-1905 годы, и обнаружил запись о смерти Тамары, но... совсем не той, – сообщил он нам. – Ею оказалась вовсе не 17-летняя девушка, а шестимесячная девочка!
Её дед, Эрнест Андреевич Бауман, действительно в то время работал столяром на Паратском заводе. К слову, революционер Николай Бауман, в честь которого названа пешеходная улица в Казани, – сын Эрнеста Андреевича Баумана, а значит он – родной брат отца Томочки Эрнеста Эрнестовича Баумана, то есть, её родной дядя!
Как известно, башню построили в 1898-м, а год смерти реальной Тамары – 1899-ой. С 1900-го завод проходит процедуру банкротства, и Бауманы покидают Паратск.
Умершую во младенчестве Томочку Бауман отпевал местный священик Павел Цветков.
Башня до сих пор работает по назначению – в качестве насосной станции
Исследователь считает, что народная версия, изложенная Федотовым, безусловно красивая, но она вряд ли имела место быть. Ведь как свидетельствуют документы, никаких умерших в тот период Тамар больше нет!
Настоящая же история, скорее всего, прозаична. Бауманы, судя по всему, были не последними людьми на строящемся предприятии, Эрнест Андреевич как специалист, возможно, имел какое-то отношение к насосной станции. И когда у него случилась семейная трагедия, башню назвали в честь его рано умершей дочери, которую, к слову, похоронили на сельском кладбище в Зелёном Доле.
Метрика о смерти Тамары
А что вы, уважаемые читатели, думаете про эту историю?
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев