Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Узнать и сохранить: Михаил Руднев из Н.Вязовых был командиром 12 особой авиагруппы

О нашем земляке, лётчике Михаиле Рудневе, который в годы войны был командиром 12 особой авиагруппы ГВФ, перегонявшей самолёты на фронт, собирает информацию поисковик Рахимулла Гарифуллин. Мы попросили поделиться тем, что он уже узнал о боевом лётчике.

Самому Рахимулле Калимовичу Гарифуллину – 77 лет, он ветеран МВД, много лет активно занимается поисковой работой в составе группы музея-мемориала Великой Отечественной войны в Казанском Кремле.

 

 

– Рахимулла Калимович, многие слышали о перегоне самолётов по трассе Аляска-Сибирь, а вот как перегоняли боевые машины с наших авиазаводов Сибири и Дальнего Востока, известно мало. Почему?

– К сожалению, мы не всегда знаем своих героев. К примеру, о том, как перегоняли на фронт американские самолеты, информация есть, даже кино сняли. Гриф «секретно» с документов Красноярской воздушной трассы убрали в 1994 году. Как перегоняли советские бомбардировщики с Дальнего Востока и Сибири, известно мало. Нет даже публикаций в прессе.

А занимались перегоном самолетов пилоты 12-й Особой авиагруппы Гражданского воздушного флота (ОАГ ГВФ) под командованием нашего земляка, майора Михаила Александровича Руднева. Штаб и база авиагруппы располагались в Новосибирске (аэропорт Толмачево).

 

– Почему вы начали искать информацию о погибших летчиках?

– Когда мы учились, знали героев-летчиков Покрышкина, Кожедуба, Талалихина. Сейчас эти имена молодёжь не знает. А важно, чтобы не только  школьники, но и главы поселений, где родились герои,  чтили их имена.

 

– Что удалось выяснить о нашем земляке?

– Михаил Александрович Руднев родился в 1913 году в деревне Нижние Вязовые Татарской АССР. В 21 год Михаил окончил Балашовскую авиашколу ГВФ. В неё принимали юношей и девушек, готовили летчиков и авиационных техников. В 1934 году, когда Михаил завершил обучение, школа стала  Балашовским летным училищем ГВФ.

Начало войны Руднев встретил лейтенантом. Его направили перегонять боевые самолеты на фронт, вскоре он был назначен командиром 12 особой авиагруппы ГВФ. На её основе на аэродроме Монино Московской области был создан 104-й вспомогательный авиаполк АДД. С 5 мая 1943-го по ноябрь 1944-го майор Руднев был командиром этого полка. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I-й степени (посмертно), знаком «Отличник Аэрофлота». Погиб 26 июля 1944 года при авиакатастрофе.

 

– Насколько опасной была работа летчиков этой авиагруппы?

– Фронту срочно нужны были самолеты, а авиазаводы пришлось эвакуировать в Иркутск, на Дальний Восток. От этих летчиков зависело, будут ли своевременно на фронте новые боевые машины.

Перелеты – сложные и опасные: «под крылом самолета зеленое море тайги», множество водоемов, очень мало чётких ориентиров. От Комсомольска-на-Амуре до Иркутска всего два промежуточных аэродрома на случай вынужденной посадки. Даже в европейской части страны были непростые перегоны: Свердловск – 727 км – Казань – 325 км – Арзамас – 385 км – Москва.

Они перегоняли дальние бомбардировщики ДБ-3Ф с авиазавода №126 Комсомольска-на-Амуре, бомбардировщики Пе-2 и СБ – с авиазавода №125 Иркутска. Из-за большой сложности в ноябре 1942 года перекрыли Комсомольскую трассу, самолеты из Комсомольска-на-
Амуре стали перевозить железнодорожным транспортом. С декабря 1942-го авиагруппа перегоняла самолеты из Иркутска. Когда заводы освоили новые типы самолетов, то и бомбардировщики Ил-4, Пе-3 и Ер-2.

 

– Много ли авиакатастроф было на этом маршруте?

– К сожалению, 12-я авиагруппа и 73-я авиадивизия понесли серьезные потери при перегоне самолетов. Только с июня 1942 по июль 1945 года  погибли 60 пилотов и борт­механиков (в 34 катастрофах). Даже  на территории Зеленодольского района погибли лётчики, которые перегоняли боевые машины с заводов на фронт. Я знаю, что самолёты разбились близ Исаково и в Больших Ачасырах.

 

– Как и где погиб Михаил Руднев?

– 26 июля 1944 года он выполнял тренировочный полет на самолете Ер-2 вместе с майором И.М.Тибабишевым. Это двухмоторный самолет, четырехместный, цельнометаллический. В носовой части фюзеляжа находилась кабина летчика и штурмана. В хвостовой было предусмотрено место для стрелка и радиста. Иван Мефодиевич Тибабишев – отлично подготовленный летчик, с боевым опытом, участвовал в Иранской операции, с декабря 1941 года – в Великой Отечественной войне, в апреле и июле 1942 года награжден орденами Красного Знамени и Ленина.

Руднев и Тибабишев похоронены в одной могиле на кладбище села Остафьево Подольского р-на Московской области.

Мы бы хотели больше собрать материала о нашем героическом земляке. Поэтому обращаемся ко всем читателям: если вы знаете родственников Михаила Руднева или у вас есть какая-то дополнительная информация, просим откликнуться. Звоните по телефону: 5 88 71.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев