Учебный год с Алиёй Шагаевой. Как лицей №9 внедряет новые проекты с новым директором
С октября 2021 года, сменив на посту легендарного директора Валентину Васильевну Кибец, лицей №9 им.А.С.Пушкина возглавила Алия Шагаева. Что изменилось в лицее в нынешнем учебном году – один из вопросов, который мы задали на встрече.
Горжусь своим родом
Несколько скупых автобиографических данных из характеристики на нового директора, вряд ли могут дать представление о личности человека. Поэтому разговор начался с главного.
– Что, а точнее, кто повлиял на выбор профессии?
– Выбора у меня не было. Мужчины в нашей семье становились математиками, изобретателями, военными, служили в правоохранительных органах, а женщинам отводилась роль филологов и языковедов. Я не исключение, являюсь 56-м педагогом в своем роду. Любые встречи с родственниками превращались, как правило, в большой педсовет, с разбором конкретных ситуаций, обсуждением общих насущных проблем. Преданные делу учителя добились многого. Особенно гордимся Нуром Закирзяновичем Битколовым – доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, который был номинирован на Нобелевскую премию.
– Какие качества педагога важны и нужны современной школе?
– Безусловно, любовь и доверие к детям, ответственность, профессионализм.
– Вы амбициозный человек, важен ли для вас карьерный рост?
– Важно быть полезным, каким бы делом человек не занимался. А здоровые амбиции – это хорошо, но это не должно быть самоцелью. В системе образования есть вертикальная и горизонтальная карьеры. Горизонтальная более интересная в плане совершенствования педагогических навыков. У меня время такой карьеры – это Балтасинская средняя школа. Здесь я стала учителем, воспитавшим первого стобалльника по русской литературе в Татарстане. Будучи обычным сельским учителем, защитила кандидатскую диссертацию, став семнадцатым в своём роду педагогом-ученым, работала в комиссии по проверке ЕГЭ, параллельно преподавала в институте развития образования. В 2007 году заняла второе место в республике на конкурсе «Учитель года». Мой кабинет русского языка и литературы был признан лучшим в Приволжском федеральном округе.
Вертикальная карьера – это более высокие, ответственные, масштабные задачи, рассчитанные на большой результат. Работа в институте развития образования РТ научила более широкому взгляду на образовательный процесс, на процесс становления и усовершенствования учителей. Это было интересное время изучения опыта необычных зарубежных школ, образовательных организаций РТ, РФ. Время обучения у сильных руководителей и педагогов, таких как Шалва Амонашвили, Евге́ний Я́мбург. Продуктивным в жизни был период, связанный с муниципальной службой. Поняла главное – каждого надо выслушать и услышать, и обязательно найти время и решение.
– Легко ли вы меняете место работы?
– Мне интересно решать новые задачи, открывать скрытые резервы, испытать себя на прочность. Живу в Зеленодольском районе пятый год. Поэтому не отказалась от должности директора.
Благодарна каждому члену педколлектива, дружной работоспособной команде, которая приняла меня в свои ряды, поддерживает наши инициативы, традиции. Традиции по формированию настоящего человека, заложенные Валентиной Васильевной Кибец, уникальны. Благодарю лицеистов и родителей за интерес к стратегической задаче по гуманизации технического образования.
– Звучит наукообразно. Какой смысл вы вкладываете в этот постулат?
– Для общества и современной экономики гораздо важнее воспитать созидательного человека, научившегося соединять творческое и техническое начало. Только всесторонне развитая личность способна решать комплексные задачи, которые ставит перед нами современная жизнь. Слово «инженер» введено в русский язык еще при Петре Великом, означает «остроумное изобретение» – и по своей сути означает творца новых жизненных благ и умений.
Гуманизация инженерно-технического образования в лицее – это взаимодействие гуманитарных и технических дисциплин. Кроме профессиональных знаний и умений человек должен обладать общей культурой, нравственным интеллектом. Проведенный в лицее конкурс проектов «Пушкинский патент» наглядно показал, что мало иметь интересную идею. Чтобы довести задуманное дело до логического завершения (а именно в этом смысл любого начинания, и это была главная задача конкурса), надо расписать свой проект так, чтобы он был понятен другим, смог кого-то заинтересовать. И вот здесь на помощь приходит «великий, могучий». Соединение технического и словесного сказалось и на наших реализованных проектах: под руководством наших молодых педагогов – Александры Малякиной и Айгуль Саетовой – была открыта типография (первый номер электронного журнала уже увидел свет), медиастудия «SMM-студия» (лозунг «Сила Моего Места»), где детский редакционный коллектив работает с медиаконтентом, придумывает авторские печатные материалы.
С патентным бюро КФУ заключили договор и получили авторские права на реализацию своих идей. Сейчас на счету лицеистов 19 авторских прав, также заявились на один патент.
С гордостью могу сказать, что побывавший в школе министр цифровизации республики Айрат Хайруллин высоко оценил умение наших учеников четко, кратко и ёмко излагать суть вопроса. «Увы, не все мои сотрудники умеют так выражать свои мысли», –
признался он. Однозначно: пушкинские традиции в лицее будут продолжены.
А реализация проекта «Инженерное образование» совместно с казанской «Детской железной дорогой» началась с ноября 2021 года. Первой ласточкой стало открытие железнодорожного класса 7 «М». Раз в неделю ученики учатся в п.Юдино, еженедельно в стенах родной школы посещают кружки. Также нам удалось заручиться поддержкой родителей первоклассников. Было открыто два инженерных и один Пушкинский классы. Поддержал нашу инициативу классный руководитель третьего класса Виктор Алексеевич Савельев.
Инженерное образование в начальной школе проходит на стыке русского языка, математики, технологии и культуры. Первоклашки учатся азам программирования, создания мультфильмов, занимаются ментальной арифметикой, изучают начало графики и черчения. В третьем классе планируем углубление полученных знаний, овладение базовыми навыками работы в программе инженерного 3D- моделирования.
– Каких перспектив ждать в новом учебном году?
– Те инженерные классы, которые начали заниматься по нашим программам, в новом учебном году, продолжат их. Традиционные классы дополнятся направлениями, отмеченными выше.
В 5-7 классах будет идти углубление процесса изобретательства и конструирования; в 8-11 классах – реализация идеи в виде авторских прав, также взаимодействие с вузами, расширение проектных заданий. И все это во взаимодействии с традициями лицея №9 им.А.С.Пушкина.
Также планируем выстраивать «математическую вертикаль». Это – развитие логического мышления, автоматизированный навык счета в уме, умение подтверждать и доказывать технический текст. Среди проектов развития – «Физика в жизни человека», «Химия вокруг нас», «Биоинженерия», «Техническая энергетика» «Искусственный интеллект и большие данные», «Передовые производственные технологии», «Технология беспроводной связи», «Цифровое проектирование и моделирование» и др.
Убеждена, у каждого профиля и направления должен быть курирующий вуз и работодатель, который заинтересован в хороших кадрах. У нас уже налажены тесные связи с КНИТУ КАИ, КНИТУ КХТИ, Институтом филологии и межкультурных коммуникаций КФУ, КГЭУ, Высшей школой экономики (Москва), Сибирским федеральным университетом.
Ну и поделюсь нашей долгосрочной перспективой. Педагогическим коллективом создаётся ассоциация школ России и стран СНГ имени А.С.Пушкина. На днях четыре преподавателя нашего лицея выиграли республиканский грант «Алгарыш», с проектом, направленным на реализацию этого плана.
Благодарю руководство Зеленодольского муниципального района за поддержку наших инициатив и помощь в реализации планов, благоустройство и частичный внутренний ремонт нашего лицея. Отмечу наших партнеров, благодаря которым было сделано многое: «Казанькомпрессормаш» заменили ворота, полностью отремонтировали теплицу, оснастили мебелью; «Зеленодольский машиностроительный завод» и «Ремонтстройсервис» оказывают регулярную поддержку. Благодарю всех и каждого за этот интересный, продуктивный учебный год!
Год для нового директора получился насыщенным на события. Планов на ближайшую и дальнюю перспективы еще больше. Пусть не кончаются интересные идеи и сбудется все, что намечено!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев