Трудные рецепты и тайная Болгария
45-ый ММКФ открылся и пережил уик-энд. Что же успели увидеть зрители?
Пятница, первый полноценный просмотровый день, ознаменовалась открытием нескольких фестивальных программ. В конкурсе документального кино зрителям представлен оригинальный фильм «Отцы» Юрия Мокиенко, выпускника Мастерской Александра Сокурова.
Мокиенко снял, как члены его огромной дружной семьи придумывают дачный любительский кинофестиваль в Псковской области, для которого отец и дед, оба тоже Мокиенко, при помощи подручных средств и в избытке имеющихся детей ставят по фильму. Деятельное вторжение в реальность с целью из ничего сделать что-то очень вдохновляет - снимать кино или создавать большую семью.
Член отборочной комиссии фестиваля Сергей Лаврентьев открыл тематическую программу «Рецепт успеха», объединившую кинопроизведения, герои которых так или иначе выбираются из сложных обстоятельств современности. Применительно к первому фильму программы, «Ты мне не нравишься» Борислава Костова, это название звучит парадоксально, так как история попавшего в болгарскую тюрьму сирийца закончилась благополучно - о чём нам известно с самого начала - скорее по чудесному стечению обстоятельств.
Азад, уроженец Алеппо, учился на клоуна в Италии, когда немедленно сорвался на Родину из-за начавшихся военных действий. Это решение полностью изменило его жизнь: разминувшись с родителями, успевшими уехать к родственникам в Германию, и лишившись документов, Азад вынужден нелегально возвращаться в Европу с другими обездоленными соотечественниками. Сложно поверить, но его счастливым билетом станет встреча с немолодым криминальным авторитетом.
Работа болгарских кинематографистов художественно наивна, но располагает к себе уверенным ритмом и неравнодушием к тому, что происходит в Европе и мире прямо сейчас. Сыгравший в «Ты мне не нравишься» адвоката Китодар Тодоров появляется и в фильме, представляющем Болгарию в основном конкурсе, в роли пост-апокалиптического любителя загадок.
«ФИ 1.618», начиная уже с названия, гораздо более изощрённая картина. Это фантастический роуд-муви с вкраплениями анимации и изощрёнными визуальными эффектами, рассказывающий о победивших смерть сверхлюдях, у которых тем не менее остаётся масса проблем в мире будущего. Если в начале фильм заставляет вспоминать в основном работы Энки Билала, то в дальнейшем источники вдохновения сыпятся как из рога изобилия: «Безумный Макс», «Кин-дза-дза», «Звёздные войны», «Железное небо», «Киборг» недавно ушедшего Альберта Пьюна. Ныне живущему в Канаде художнику и автору анимационных фильмов Теодору Ушеву конечно не хватает опыта режиссуры игрового кино. Тем не менее его экзерсис займёт своё место в памяти любителей жанра.
Многолетняя отборщица Московского фестиваля Евгения Тирдатова представила программу «Трудный возраст», тоже тематическую, пришедшую на смену «Третьему возрасту». Вместо подборки о пожилых людях ММКФ обращается к теме подрастающего поколения, и только кажется, что это более лёгкий путь.
Открывшее программу «Пшеничное поле» латиноамериканской кинематографистки Анабель Касо (аргентинки, переехавшей в Мексику) почти два часа посвящает пробуждению девичьей чувственности, символически воплощаемом в непаханом поле, запрет на проход через которое постоянно нарушают двоюродные сёстры - Кристина и приехавшая к ней на лето из города Софи. В отсутствие подходящих сверстников девчачьи мечты обречены разбиться о грубость слишком взрослого мира. Испытание ждёт не только нежных кузин, но и других сестёр, их матерей.
В рамках российского конкурса было показано «Тайное влечение» Стаси Венковой, где уже взрослая героиня, учащаяся на актрису девушка Вета (Мария Янычева), тоже раскрывается, начинает по-новому ощущать своё предназначение и место в жизни. Встреча с Романом, приехавшим «по обмену» польским театральным режиссёром, почему-то говорящим с литовским акцентом, в совокупности с накладывающимся на травмы прошлого сюжетом из русской классической литературы, катализирует её созидательную энергию.
Увы, но картина, явно задуманная дебютанткой как посвящение своему учителю Сергею Соловьёву и одновременно визит на актёрскую творческую кухню, в связи с чем в эпизодах и на общих планах и мелькают уже успевшие прославиться в сериалах молодые таланты, буксует именно на будто отключённых от сети сценах Веты и Романа. Вдохнуть искру жизни в подвисающий нарратив не удаётся ни центральной актрисе, ни операторской чрезмерности, ни эклектичному музыкальному сопровождению, ни материализовавшемуся из него ближе к финалу артисту Найку Борзову.
К сожалению, в тени занимающего экранное время тандема остаются и действительно привлекающие внимание персонажи - менее гордая сокурсница Веты Лиза в исполнении запомнившейся по фильму-победителю прошлогодних Русских премьер «Здоровый человек» Дарьи Балабановой и мудрая преподавательница Алиса Алексеевна, роль которой досталась единственной и неповторимой Розе Хайруллиной. Подобной Алисы Алексеевны, сдержанно, но веско расставляющей всё по своим местам, и не хватило «Тайному влечению». Но таких постоянно на всех не хватает.
Константин Чалый
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев