Татьяна Ефремова: «Народное — значит, искренное и доброе»
Кажется, совсем недавно она училась в нашем лицее, принимая самое активное участие во всех школьных концертах. Каждый раз я с нетерпением ждала именно ее выступления. Знакомьтесь, Татьяна Ефремова — выпускница лицея имени В.В.Карпова, сегодня дипломированный специалист-этномузыколог, обладательница титула «Кряшен чибяре — 2016».
— Ты окончила факультет татарского музыкального искусства Казанской консерватории имени Н. Жиганова. Кто повлиял на выбор будущей профессии?
— Я вообще не собиралась свою жизнь связывать с творчеством, готовила себя к юриспруденции, зубрила обществознание для сдачи ЕГЭ. Но после десятого класса случайно попала в этнолагерь для детей кряшен (крещеные татары). Будучи кряшенкой, к своему стыду, обнаружила, что совсем ничего не знаю о существовании такого лагеря, а он находится в нашем Зеленодольском районе. В лагере проходил конкурс «Красавица лагеря», и я решила в нем участвовать. В творческом задании исполнила народную песню татарских кряшен. В жюри был педагог, профессор консерватории им.Н.Жиганова, он мне предложил поступать в консерваторию.
— Как возник интерес к народному творчеству?
— С самого детства я слышала в исполнении моей бабушки народные песни. Причем чаще всего это было так: бабушка повязывала платок, надевала традиционное платье кряшен, фартук, нагрудные украшения, говорила на родном своем языке, готовила традиционные блюда и непременно все это сопровождала пением. И я думала, что у всех людей так. И когда в школе, в классе 7-8, учительница по татарскому языку у меня спрашивала, откуда я знаю татарский или кто такие кряшены, я начинала объяснять, что это культура моей семьи.
— Несмотря на то, что за твоими плечами не было музыкальной школы и колледжа, первоначальную специальную подготовку ты все-таки прошла...
— Безусловно. Я поступала на кафедру этномузыкологии, а там был очень важен национальный момент, так как каждый студент изучает культуру своего народа. Так как я кряшенка, при поступлении продемонстрировала свои знания о традициях, культуре, обрядах своего народа. И тут, конечно, мне пригодились жизненные уроки моих бабушек.
— Какие обряды и традиции соблюдаются в вашей семье?
— Для кряшен семья — широкое понятие. Это не только мама, папа, дочь, сын. В кряшенских песнях в основном воспевается любовь к родственникам, уважение к старшему поколению.
Традиционные обряды в деревнях моих родителей (Тюлячинский район) проводятся и сегодня. В деревне, где родился отец, престольный праздник Симек (он есть и у православных людей). В маминой — престольный праздник Щуп. Это когда мы всей деревней спускаемся к водоему и варим в большом казане кашу. Старшее поколение, бабушки, у воды читают молитву, чтобы у жителей деревни все было хорошо: удался урожай, скотина не болела. По возвращении в деревню этой водой и малыши, и взрослые опрыскивают свои дома, заборы, улицы. Это все сопровождается традиционными играми, песнями.
— Что есть такого в татарской вокальной культуре, чего нет у других народов?
— Татарский вокал, в первую очередь, славится своей мелизматикой. Она особенная, необъяснимая, как необъяснимо такое понятие как мон, отражающее особый дар и особое звучание татарских народных песен, их задушевную протяжность и мелодичность. Многие исполнители владеют этим искусством и успешно применяют его на практике, но когда просят их пояснить, как они это делают, то чаще всего звучит ответ, что всё это надо исполнять по велению сердца.
— Песни в твоём исполнении — это народное музыкальное творчество в современной обработке, или же это совершенно другая музыка?
— «Парлы бию» написала моя мама. «Сойдерэсен» — авторская песня. «Тальян» — авторская, но основа ее — народная песня. «Кария-Закария» — это народная песня — визитная карточка нашей группы, игровая, она бытовала раньше и существует по сей день почти у всех народов Поволжья: и у удмуртов, и у татар, и у башкир. Поэтому своей группе мы дали такое объединяющее название «Закария».
— Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы заниматься народным творчеством?
— Это душа нараспашку. Это хорошее отношение к людям. Народное для меня — это что-то доброе, честное, искреннее и сильное!
Ильсина Гайсина, лицей им. В.В.Карпова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев