Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

«Татар авылы»: Историю создания уникального музея поведал его создатель

 «Татар авылы» – музей под открытым небом, расположенный недалеко от Свияжска в деревне Исаково, где воссозданы быт и жизнь старинной татарской деревни. Создал его Минедамир КАМАЛЬТДИНОВ, бывший директор школы, активный энергичный человек.

 

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ 

– Минедамир Халимович, где вы научились стольким ремёслам, ведь вы берётесь за любое дело, и у вас всё получается…   

– Я – деревенский, родился в Чувашии в татарской деревне Урмаево. А сельский житель по определению должен уметь всё. 

В нашей семье все были учителями: пять моих братьев – педагоги. Окончив Чебоксарский кооперативный техникум, я по специальности проработал лишь год, поступил заочно в Казанский педагогический институт.

В 1986 году пришёл работать в школу в Больших Ширданах. Трудился сначала учителем, потом директором школы.  

– Как родилась идея создать этнографическую деревню?

– Во время свадебного путешествия. Моя жена Фарида, окончив КГУ по специальности «татарский язык», работала в школе вместе со мной. Она была учительницей младших классов, а я преподавал биологию и химию. Поженившись, мы отправились в свадебный тур по музеям. В том числе, были и в Марий Эл. В Козьмодемьянске нас встречала фольклорная группа, нам рассказали о традициях марийского народа, угостили национальными блюдами. 

Приехав домой, мы захотели повести своих учеников в такой же татарстанский музей, но оказалось, что у нас такого нет. Тогда мы решили с женой: если крепко будем стоять на ногах, создадим подобный этнографический музей под открытым небом сами. Потом мы ездили по стране, изучали интересный опыт, такие музеи уже созданы во многих регионах. 

 

 

Минедамир Камальтдинов, открытый, доброжелательный, всегда рад гостям музея

 

 

СОЗДАВАЛИ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ 

– А кто вам помогает в работе?

– Моя супруга Фарида трудится в Институте энциклопедии Академии наук Республики Татарстан. Как научный работник, она ведёт методическую работу. Дети – сын Ирхан и дочка Айназ  – тоже поддерживают меня.

Ирхан окончил КНИТУ-КАИ, работает старшим мастером в КМПО, увлекается борьбой куреш. Когда мы проводим этнофестивали и Сабантуи, он встречает гостей, как борец выступает в качестве судьи и организатора борцовских поединков. 

Айназ сначала окончила Казанский федеральный университет, потом, получив грант, поехала в Китай, училась в Харбине. Знает английский, арабский, китайский языки. И даже персидский (фарси)! Сейчас она в декретном отпуске, нянчится с дочкой. У неё есть опыт (после университета работала музее Каюма Насыри, экскурсоводом в туристическом агентстве), знает, как организовать работу. А владение многими языками помогает ей принимать иностранных гостей. 

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ

– Все жилые дома и другие постройки в музее созданы в татарском стиле?

– Не только. Например, дом кузнеца – это русский стиль. Мы старались воссоздавать всё по образу типичных зданий татарских деревень. А кузнецами там 
часто были русские, ведь после завоевания Иваном Грозным Казани татарам запрещалось иметь своих кузнецов. 

Территория этнографической деревни (около полутора гектаров) разделена на несколько подворий, где представлены различные мастерские: ткацкая, кузнечная, гончарная. Дома отличаются по внешнему виду и внутреннему убранству и показывают, как жили различные сословия: крестьяне, ремесленники, купцы.

Вы можете сравнить, чем отличалась хозяйственная утварь тех времен, какими инструментами пользовались средневековые мастера. Большинство из этих предметов – подлинные. Например, ткацкие станки, различные орудия крестьянского труда или огромная «сваебойка» – старинное приспособление для забивания свай. Вот редкая печь для обжига глиняных изделий, где достигается очень высокая температура, необходимая для обжига керамики.
 

«ЗАТОПИТЕ МНЕ БАНЮ ПО-ЧЕРНОМУ»

– У нас вы увидите, как набирать воду из деревенского колодца. Мы выкопали его своими руками. А вот настоящая баня по-черному. Вы знаете, почему строили бани по-черному? – спрашивает меня Минедамир Халимович. 

– От бедности? – предполагаю я. – Ведь это более примитивное сооружение, когда очаг внутри бани, а печной трубы нет совсем?

– Налог брался «с дыма», то есть за каждое строение с печной трубой. Чтобы уменьшить размер налога, крестьяне строили бани по-черному. Наша баня действующая, если гости заказывают, то мы готовы затопить. Только делать это надо заранее, ведь старинная баня топится несколько часов. 

Деревянная мечеть построена по проекту XVII века: без единого гвоздя. Я не знаю ни одной мечети в республике и в России, построенной подобным образом. Вот мельница, созданная во время Великой Отечественной войны. Это огромное сооружение поднимали тогда женщины и подростки, тракторов и лошадей у них не было.  

– Деревянная ветряная мельница – действующая? Можно намолоть муки?

– Да, в рабочем состоянии. Мы нашли её в одной из деревень Татарстана, а внутренние механизмы взяли от другой мельницы, найденной в соседней Чувашии. Собрали из двух мельниц одну. И теперь не только гости этнографической деревни, но и водители, двигающиеся по федеральной трассе М-7, обращают внимание на этот необычный экспонат. (Ред. Мы заходим внутрь, поднимаемся наверх и рассматриваем, как устроены жернова, ветряк и весь механизм мельницы. Современные дети видели такие мельницы только в фильме про Дон Кихота.)

 

СТАНЬ ГОНЧАРОМ И КУЗНЕЦОМ

– А чему можно научиться в вашем музее? 

– Готовить знаменитый «Ширданский 

катык» – кисломолочный продукт, которым жители деревни Ширданы угощали Александра Сергеевича Пушкина. Вы испечёте кыстыбый – традиционное блюдо из теста с начинкой из картофельного пюре. Узнаете секреты татарского чая. 

Проводим мастер-классы по гончарному делу, лепке. Мы получили президентский грант В.Путина, приобрели муфельную печь для обжига и три гончарных круга. Для росписи по дереву и лозоплетения сделали специальное помещение, чтобы не мешать, когда в историческом доме снимают фильмы и клипы. Есть даже мастер-классы по вспашке земли с помощью плуга и сенокос, по кузнечному делу, чеканке монет и изготовлению подков. Мы познакомим с историей татарского 
костюма, с переодеванием и фотосессией. 

 

НОЧЬ В МУЗЕЕ

– Можно у вас остановиться с ночевкой?

– Да, семья заселяется и живёт в татарском доме в течение суток. 

Гости надевают национальные костюмы, каждому предлагается работа и занятия на целый день. Мужчины колют дрова, ухаживают за скотом. Женщины топят печь, готовят еду, доят коров. Дети участвуют в уходе за птицами. Есть контактный зоопарк: павлины, утки, кролики, овцы и другие животные. Малыши могут покататься верхом на лошади. Все члены семьи в течение дня принимают участие в различных мастер-классах. Вечером мы разводим огонь в очаге и ужинаем в беседке.

Всех гостей знакомим с традиционными музыкальными инструментами: кубызом (варган), кураем (дудка), гармошкой-тальянкой. Споём для вас старую народную татарскую песню «Авыл кое», покажем традиционный танец «Залидэ».

Приезжайте хоть на весь день, хоть на час, мы рады всем гостям! Только не забудьте маску и перчатки в связи с коронавирусом. Окунитесь в атмосферу старинной деревни – и не пожалеете!
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев