«Так хотелось, чтобы все мы вернулись…»: ветеран Афганистана рассказал о жестоких боях в чужом краю
Член Совета ветеранов ЗМР Андрей Винокуров размышляет об Афганской кампании и вспоминает друзей, воевавших в ДРА.
— Начинаешь расспрашивать афганца, какой была служба, и на глаза наворачиваются слёзы. Понимаешь, какой ужас испытал он. Тяжело жить с такими воспоминаниями. А еще обидно слышать рассуждения о бессмысленности Афганской кампании. Осуждая действия правительства, всё чаще переходят на личности командиров и бойцов. Так могут делать только люди, никогда не державшие в руках оружия и не служившие в Вооружённых силах.
Мы, воины-интернационалисты, твёрдо знаем, что ушли из Афганистана непобеждёнными, честно выполнили свой гражданский и конституционный долг, защищая свою страну и свой народ.
Да, Афганская война принесла много горя, бед и страданий нашему народу за эти девять лет и 51 день жестоких сражений в чужом краю. Это была война, о которой тогда молчали.
В год 75-летия Победы Зеленодольск посетили сослуживцы Альберта Давлетшина, прошедшего весь Афган в 5-й мотострелковой роте 371 мотострелкового полка и погибшего уже в мирное время. Побывали на могиле, возложили цветы, помянули.
Мои товарищи
Наш Краснознамённый 371 гвардейский ордена Богдана Хмельницкого и ордена Суворова полк в годы Великой Отечественной войны дошёл до Берлина. Четверым зеленодольцам — Альберту Давлетшину, Гусману Хисамиеву, Газинуру Нургалееву и мне — повезло служить в этом легендарном полку. А про боевую 5-ю роту я знаю не понаслышке, сначала попал туда. По этому поводу Альберт смеялся: «В Союзе мы с тобой учились вместе в одном классе 8 лет, а теперь и в Афган попали вместе». Позже я был переведён в музыкальную роту, но в том же полку.
Гусман Хисамиев — сержант, замкомандира взвода, награждён медалью «За отвагу», служил в самой боевой роте полка — в 4-й мотострелковой. Эта рота почти всегда была на 15-минутной готовности. Если по полковому радио звучит: «Четвёртая рота, тревога», значит, в течение 15 минут весь состав роты находился у своей БМП (боевой машины пехоты). Значит, где-то нападение душманов и кому-то нужна помощь. Под защитой 4-й роты находилась почти третья часть Республики Афганистан. Часто их направляли на иранскую границу, где пытались прорваться моджахеды с грузом, оружием. Помню, когда встречал Гусмана с иранской, это были незабываемые минуты. На лице слой пыли, только глаза сверкают, да белые зубы в улыбке. Ну а как же — его встречает земляк, частичка Союза, да и он доволен — живой. А потом полковой душ, конечно, с холодной водой — это же полевые условия.
Мужчины тоже плачут
Мы часто с ним вспоминаем полковой концерт с участием Иосифа Кобзона. Во время песни весь клуб под открытым небом накрывает «Афганец» — песчаный смерч. Мы к этому привыкли, а артисты нет. Песня прервалась, а Кобзон несколько минут «освобождал» рот от пыли. Во время концерта прозвучала тревога. 4-я рота вновь на 15-минутной готовности. Гусман вскочил и остановился как вкопанный. Кобзон попросил ребят остановиться.
— Я не виноват, что так получилось. Война есть война. Чтобы вы все вернулись живыми, а в честь вас я исполню цикл песен о Владимире Высоцком.
Гусман вернулся из рейда раненым.
В конце мая 1983 г. мне пришлось сообщить Гусману скорбную весть. 18 мая по дороге из Герата погиб его друг, с которым он сидел за партой в техникуме четыре года, Наиль Гимальдинов. Улыбка исчезла, Гусман встал и ушёл, долго курил. Кто сказал, что мужчины не плачут? Плачут, только слёзы у них сухие, суровые.
Вот таким был в Афгане мой земляк Гусман Хисамиев. И сейчас у него такая же светлая улыбка, только за этой улыбкой спрятана и горечь утрат, и два года войны…
Газинур Нургалеев, наш однополчанин, отличился у нас ещё на курсе молодого бойца. В мирном городе в Туркестанском округе в Иолотане. На боевом дежурстве он, используя всего один выстрел в воздух, задержал нарушителя, который пытался проникнуть в гараж.
Смотрю на фотографию, сделанную летом 1984 г.: на ней запечатлена встреча Алексея Саляева со своими друзьями. Он только что вернулся из Афгана. На фотографии все улыбаются, радуются жизни. Уже нет в живых Альберта Давлетшина и Евгения Засыпкина, они останутся у нас в памяти навсегда. Трудно сейчас приходится Алексею Саляеву, но он сильный духом человек — настоящий афганец.
И все же не хотелось бы, чтобы нас жалели. Уважайте защитников Родины, берегите, как они берегут всех нас...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев