Новости Зеленодольска

Символ Великой Октябрьской революции: Залпы «Авроры» – мифы и реальность

Объект культуры Российской Федерации имеет богатую историю. Начало строительства будущей легенды Великой Октябрьской социалистической революции датируется 1896 годом. В 1900 году при спуске на воду присутствовал царь Николай II. Он лично выбрал название «Аврора» – в честь римской богини зари.

С тех пор как бронепалубный крейсер 1 ранга Балтийского флота типа «Диана» в 1903 году был введен в эксплуатацию, много воды утекло. Однако история до сих пор хранит знаменательные вехи. В мае 1905-го новичок Российского императорского флота под командованием капитана 1 ранга Евгения Егорьева участвовал в знаменитом Цусимском сражении. К месту баталии добирались 224 суток. Тяжелейший переход через три океана военные летописцы расценили как подвиг. 

Не всегда был таким, как сейчас, крейсер «Аврора». Где сейчас базируются выставочные залы, кипела жизнь дружной команды, боеспособной и открытой. Судовой врач В. Кравченко отмечал, что матросы смотрят прямо в глаза, а не исподлобья, приказы исполняют четко и быстро, словно летая по палубам. Как известно, столкнувшись с противником, понеся тяжелейшие потери (погиб и командир Е. Р. Егорьев), русская эскадра проиграла сражение. Но стыдиться храбрым морякам было нечего: они воевали не на жизнь, а на смерть. Судьба сохранила «Аврору» для новых испытаний. 

Первый ремонт израненного в Японском море судна происходил в Маниле (Филиппины). Ремонт, вернувший музейному судну плавучесть, завершился минувшей весной. Это только на словах годы - мгновения. На деле между этими вехами произошло море важных событий. 

В Санкт-Петербурге ночью 16 июля 2016 года народ наблюдал потрясающую картину. Символ ленинской революции быстрым ходом прошел по Неве. Он двигался от Кронштадтских доков, где ремонтировался, к месту своей привычной стоянки на Петроградской набережной. 

Крейсер пережил Первую мировую войну. Его орудие дало холостой залп – сигнал к началу перемен, «о которых так долго говорили большевики». Тогда начался штурм Зимнего дворца. Был свергнут царизм. Страна семимильными шагами отправилась к социализму и коммунизму. Прошло сто лет, канули в Лету социалистические завоевания. А он и сегодня в строю, пусть не боевом, а музейном. 
Там, где сейчас крейсер «Аврора», как и в других местах Петербурга, кипит новая жизнь. Туристам, несомненно, было бы приятно убедиться в том, что команда обновленного, сверкающего свежей краской крейсера, как и прежде, «смотрит людям прямо в глаза, а не исподлобья». 

В сороковые, опаленные огнем Великой Отечественной войны, корабль оставался без орудий: их снимали, чтобы сформировать батарею. Семь установили у подножия гор Ореховая и Киргорф, два – за Киевским шоссе. В 1948 году крейсер был выведен из состава флота, а в 1957-м стал кораблем-музеем. С тех пор карапасное судно (крейсер с бронированной палубой, выгнутой дугой) живет воспоминаниями. 

Долгие годы посещение было свободным. Есть мнение, что крейсер оказался под строгой охраной после случая 2011 года. Тогда группа молодых людей, взойдя на корабль, размахивала флагами и выкрикивала призывы к восстанию. От введения новых правил экскурсионного обслуживания хуже не стало. Легенда стала еще круче. 

Крейсер «Аврора» неоднократно реконструировался. Можно услышать: капитальный ремонт 1980-х превратил невского красавца в новодел. «Портом приписки» стал Центральный военно-морской музей. 

Реклама

Очередная починка стартовала в 2014 году. Тогда же прозвучала сумма затрат – восемьсот сорок миллионов рублей. Важными условиями были публичный уход и возвращение. Крейсер покидал Петроградскую набережную утром 21 сентября. Многие зрители не верили своим глазам: буксир подцепил «музей» и потянул по Неве – одной из самых быстрых рек Европы. Это не «памятник на бетонном постаменте», а настоящий корабль! Отличие одно – «Аврора» не могла идти своим ходом. 
Многие петербуржцы во время отсутствия грустили: «Где сейчас крейсер «Аврора»? Чудо возвращения свершилось. Ночью 16 мая 2016 года он возвращался к месту стоянки на всех «парусах». Люди недоумевали: почему такое событие перенесли на поздний час? Возможно, чтобы не разводить днем три моста, под которыми крейсеру предстояло пройти? Из Кронштадта в Петербург «революционер» шел в сопровождении четырех буксиров, катера транспортной полиции, лодки МЧС и других охраняющих. Нефтеналивные танкеры, шедшие по Волге, уступали дорогу.

Ночь не стала препятствием для тех, кто пришел на встречу с обновленным прошлым. Кроме чепчиков, в небо взлетали квадрокоптеры: владельцам хотелось запечатлеть небывалое событие с высоты птичьего полета, всем остальным - сфотографироваться на фоне летящего чуда. «Аврора» шла очень быстро, сделать это было нелегко! 

Один за другим распахнулись Благовещенский, Дворцовый, Троицкий мост и, как говорится, «кто не успел, тот опоздал»! Только дымок из трубы растаял в ночном небе. Да! Одна из труб дымила, как в старые добрые (точнее, бурные) времена! Говорят, многие от этой исторической реконструкции были в восторге! Чтобы лучше рассмотреть картинку, взбирались на крыши автомобилей, припаркованных в положенных и запрещенных местах. 

Люди, глубоко посвященные в тему, сокрушались, что на корабль не установили навигационную систему, позволяющую следить за движением судов в режиме реального времени. Им возражали: народ и так знает, где сейчас крейсер «Аврора» встанет. На Петроградской набережной! Это случилось в пять утра. Будь здорова, бабушка революции! Дым из трубы – полдела. Легенда революции по особым случаям будет стрелять из салютной пушки. Чтобы современное достижение техники не нарушало пейзажа, его будут при необходимости устанавливать, а затем демонтировать.

Там, где сейчас стоит крейсер «Аврора», установлены видеокамеры. С их помощью обеспечивается правопорядок. 

Шесть залов мультимедийного музея русского флота расскажут о моряках, Цусиме, Первой мировой, революции 1917 года, которой исполняется сто лет… Очень нравится экскурсантам голограмма матроса в кубрике, уплетающего обед (многие кожей чувствуют, как он в душе нахваливает кока), другие новинки. Как в каждом приличном музее, здесь есть выставка даров «Авроре», участнице обороны Ленинграда, и ее экипажу. Немало интересного можно услышать о жизни крейсера после Великой Отечественной. Теперь вы знаете, где сейчас находится крейсер «Аврора». 

По поводу ощущения подлинности экскурсоводы шутят: бабушки не становятся вам чужими после того, как вставили новую челюсть. Слушатели понимают и желают «бабушке» с именем зари здоровья и процветания.

 

fb.ru

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: