Самобытность мышления Амира Загирова
Амир Загиров – скульптор, педагог, музыкант, уроженец Зеленодольска отпраздновал в этом году 75-летие. Несмотря на годы ученик и соавтор выдающегося скульптора Баки Урманче остаётся творческим человеком, ведёт активный образ жизни.
Амир Кабирович Загиров
Амир (слева) играл на трубе в составе эстрадного ансамбля «Ритм» и духового оркестра в Зеленодольске
Зеленодольцы знают Амира Загирова как педагога ДХШ, создателя изостудии для взрослых во Дворце культуры им.Горького, он возглавлял (1977-1987 гг.) Клуб художников города. Скульптурные работы Загирова выполнены в самых разных материалах: дерево, гипс, мрамор, чугун, гранит, полиэфирная смола.
А я помню, как в 80-х часто бывал в его мастерской. Помню, увидел огромную голову Ленина, выполненную из пластилина. Её предстояло отлить сначала из гипса, а затем из металла, но времена изменились, и голова вождя пролетариата оказалась невостребованной. Кстати, самой первой работой скульптора тоже стал бюст Ленина.
– Амир Кабирович, вы много лет работали с Урманче. Как это было?
– Помню, как Баки Идрисович поручил мне сделать ноги скульптуры Тукая. Персонаж сидит на скамье нога на ногу, я, как учили педагоги, начал лепить, но ноги получились такие объемные. Баки Идрисович: «Ну что, Амирджан, не получается?». Срезал глину два-три раза и возникла иллюзия, будто брюки Габдуллы Тукая колышутся на ветру. Талант! Вмешательство Баки Идрисовича всегда было незаметным, но несло в себе след мастера. Скульптура была выставлена в деревне Новый Кырлай Арского района, где прошло детство поэта. Кстати, зеленодольский художник Геннадий Калинин, живущий сейчас в Канаде, тоже участвовал в создании мемориала в Кырлае: он позировал для скульптуры сидящего на скамье Тукая.
С Баки Идрисовичем мы плодотворно работали 18 лет, а дружба наша была до самой его кончины. Умер Урманче в возрасте 93 лет в августе 1990-го. Похоронен рядом с могилой Габдуллы Тукая на Татарском кладбище в Казани.
– А как познакомились с Баки Идрисовичем?
– Я работал в Госмузее изобразительных искусств РТ, окончив художественно-графический факультет Чебоксарского пединститута. В 1969-м там готовилась выставка Урманче, мне поручили помогать ему в организации экспозиции. Мы развешивали с ним большие картины по стенам, я помогал тонировать под бронзу скульптуры из гипса. Подружились, я стал даже жить у него в мастерской, это было удобнее, чем ездить на работу из пригорода. Потом часто привозил к нему участников творческой студии, созданной мною в Зеленодольске. Конечно, месил глину, покрывал ею каркасы будущих скульптур, создавал сами каркасы, по состоянию здоровья на восьмом десятке лет Баки Идрисовичу трудно было делать это, у него был артроз, ходил с палочкой. Черновую часть выполнял я, а он подключался в финале, делая завершающие штрихи рукой мастера. Тогда-то возникла мысль, почему бы самому не попробовать…
Соавторами скульптуры Шурале (высотой более 4-х метров) в доме-музее Тукая в Кырлае являются Баки Урманче и зеленодольский скульптор Амир Загиров
Баки Идрисович приезжал ко мне в гости, на снимке он с моими родителями
– А какой была первая самостоятельная ваша работа?
– У Баки Идрисовича было много фотографий Ленина, пользуясь ими, я сделал бюст Владимира Ильича. Мастер одобрил. И тут пришли из школы: сделайте нам Ленина для красного уголка. Бюст купили за 50 рублей, в те времена – это ползарплаты многих.
Потом моими моделями стали соседи, друзья, коллеги по работе. Рядом с мастерской жила семья: глава семьи Петряй, его мать Фатима апа – их лепил. Интересно, что тогда все мои персонажи улыбались, а улыбку сделать сложнее, чем обычное выражение лица.
На темы этнической истории народов Волжской Булгарии создал скульптуру «Булгарка». Моделью послужила Розалина Шагеева, с которой мы вместе трудились в музее. Позже она стала главным художественным экспертом республики, заместителем руководителя НКЦ, лауреатом премии Тукая. Но тогда мы были молодые, для меня она была просто Роза. «Булгарку» взяли на большую ретроспективную выставку в Ленинграде «Искусство ТАССР с 1920 по 1970 год». Сейчас она хранится в Госмузее изобразительных искусств Татарстана. Позже мои работы выставлялись на многих выставках.
– Искусствовед Роуза Султанова так охарактеризовала ваши произведения: «В каждой работе ощущается одарённость, самобытность пластического мышления». Где ваши скульптуры можно увидеть сейчас?
– В культурно-досуговом центре «Пирамида» в центре Казани в 2000 году установлена двухметровая фигура кошки – скульптурная композиция «Богиня Бастет» из гранита. Автор идеи архитектор Гульсина Токарева, эскиза – московская керамистка Алла Власова. Исполнителем стал я, возглавив бригадускульпторов.
Я выполнил скульптурные портреты известных зеленодольцев: управляющего Паратским объединённым заводом 20-х годов И.И.Гаврилова, героя войны Ивана Заикина. В музее-заповеднике «Казанский Кремль» есть несколько работ, созданных под моим руководством, например, «Скифская баба».
В Волжске мы оформили весь общепит. В детском кафе «Янтарик» я построил крепость на возвышении, со зданиями, улицами, людьми, повозками.
В соавторстве с Баки Урманче создали деревянные фигуры для музейного комплекса Г.Тукая в селе Новый Кырлай Арского района, а также бюст директора С.П. Горбунова на территории Казанского авиационного завода.
Я автор самой крупной монументальной работы Татарстана и, возможно, крупнейший в Поволжье (300 кв.метров) – барельефа во Дворце культуры и техники «Нефтяник» в Альметьевске.
– Амир Кабирович, ваша жизнь насыщена событиями, пусть юбилей – только очередная страница в вашей интересной биографии!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев