С юбилеем, Накиф Ахметович! Подполковник в отставке поведал о войне, семье и профессии, которой посвятил всю жизнь
80-летний юбилей отметил подполковник в отставке Накиф Ахметович Мингалеев, который три десятка лет отслужил в милиции. Сегодня мы в гостях у заслуженного ветерана. А рассказать ему есть о чём.
Согласно записи в паспорте, родился Накиф Мингалеев в Тульской области 25 сентября 1941 года. На самом деле точную дату дня рождения он не знает. «Весь сентябрь отмечаю», – шутит он.
Отца Накиф Ахметович видел всего один раз – в день рождения.
– Отец родился в Мамадышском районе. Отслужив в армии, в 1929 году решил уехать в шахты Донбасса. Когда шахты начали строить в Туле, семья переехала туда. Мама рассказывала, что в тот обычный сентябрьский день отец с утра ушел на работу. Старшая сестра с подружками гуляла на улице, в этот момент над головой начали летать самолеты. «Наши, наши!» – радостно кричали девочки. Но с неба сбросили листовки: «Покидайте свои жилища, будем бомбить!». Люди судорожно начали собирать вещи и покидать дома, а к обеду прилетели немецкие самолеты, посыпались бомбы.
– Мать не могла покинуть дом, она должна была вот-вот родить. Не прошло и часа – началась бомбёжка. Та бомба, которая должна была упасть на наш дом, чудом угодила в колодец. Стекла летели, дом качался, но благодаря этому колодцу дом смог устоять. Под звук свистящих бомб родился на свет я. Отец прибежал домой, где-то нашел тележку, усадил нас с мамой туда и помчался в поле. Три дня провели в поле под дождём, пока не отменили воздушную тревогу. А когда вернулись, дома нас ждали немцы. Развернули штаб, оставшихся людей выводили из квартир, посадив в машины, увозили куда-то. Бог нас сберег – нас оставили. А односельчан увезли в карательный отряд. Отец отвёз нас до ближайшей станции. Прощаясь, развернул пеленку, погладил меня и сказал: «Он выживет…». Больше отца увидеть мне не довелось. На товарном поезде он отправил нас в Татарстан. Нас было четверо, с собой еще одну сиротку прихватили. До Мамадышского района мы добирались
10 дней, где и жили до самой Победы. Отец воевал под Москвой, писал семье в Мамадышский район, а летом 1942 года письма прекратились.
Отца не дождались
Когда освободили Тулу, мать с детьми приехала домой. В 1945-м стали возвращаться солдаты. Кто целый-невредимый, кто без ног, кто контуженный. Мингалеевы тоже ждали отца, всё надеялись, что он жив. А в 1947 году им принесли извещение, что он пропал без вести...
Несколько лет назад Мингалеев зашел в музей-мемориал Великой Отечественной войны в Казанском кремле, рассказал, что ищет отца. Сотрудники музея, к его удивлению, нашли в архивах нужную запись. Так Накиф Ахметович узнал, что его отец Миниахмат погиб в сентябре 1942 г.
в Волгоградской области. Сейчас фамилия красноармейца занесена в именные списки и на мемориальную доску воинского захоронения.
В 1947 году была очень сильная засуха, зерновых практически не было, потом пришла зима с трескучими морозами. Мать не успевала отапливать дом, дети спали, укрывшись чем попало. Накиф сильно заболел, стал опухать. В округе врачей не было, отыскали единственную в шахте медсестру. Благодаря её уколам ему стало легче. Так семья дожила до весны, когда начали питаться молодой зеленью – лебедой и крапивой.
27 августа 1960 года Накифу вручили повестку в армию – он хранит её до сих пор. Отправили служить в Германию, в ракетную бригаду.
Вместо Сибири – Зеленодольск
После демобилизации Накифа Мингалеева потянуло на романтику – решил уехать в Сибирь.
– В Канаше в поезд села молоденькая девчонка, мы разговорились, – вспоминает ветеран. – Она училась в музыкальном училище и на практику ее отправили в Зеленодольск. Про красоту зелёного города, про величественную Волгу рассказала мне тогда девчонка. Из любопытства я вышел на станции Зеленый Дол. Долго гуляя по городу, обошел предприятия. После войны в стране был небывалый разгул преступности, правительство решило увеличить число милиционеров в три раза. Поэтому куда бы я ни пошел, мне говорили: «Ваше место в милиции!». Через три месяца я уже ехал в учебный пункт, готовый служить в органах…
1965 год
В 1972 году Накиф поступил в Елабужскую школу милиции. В это время образовалась патрульно-постовая служба, командиром которой его и назначили. Вспоминает, что когда перед Сабантуем они оцепили весь город, народ радовался: «Наконец-то будем спокойно гулять!».
В 1976 году он поступил в Казанский филиал Академии МВД СССР, после окончания перешёл работать в следствие.
Более 30 лет – на службе
– Преступлений за время службы было раскрыто много. Помню, как мы раскрыли убийство, когда женщина зарубила топором спящего сожителя, расчленила его труп, а потом закопала на приусадебном участке. Мы тогда собрали хорошую доказательную базу, и ей ничего не оставалось делать, как сознаться в содеянном.
Как-то раз по Зеленодольску прошла серия квартирных краж, причём все они были совершены одним способом. Такие же по почерку преступления произошли и у соседей – в Волжске и Юдино. На поимку преступников подняли все подразделения милиции. Создали специальные группы, которые в скрытом режиме отрабатывали жилые массивы. И удача улыбнулась сыщикам! В Волжске нашёлся свидетель, запомнивший номер машины, на которой передвигались подозрительные мужчины. А дальше дело техники – через водителя автомашины установили, а впоследствии арестовали рецидивиста и его подельника, которые за короткий срок обворовали 22 квартиры в Зеленодольске, Волжске, Васильево и Юдино.
В 1995 году Накиф Ахметович ушёл на заслуженный отдых. За эти годы с супругой Гальфиной Салаватовной они вырастили двух дочерей. По стопам отца пошла младшая дочь Гульнара, которая, окончив юридический институт, много лет посвятила службе в правоохранительных органах.
Члены ветеранской организации Зеленодольского ОМВД вручили юбиляру памятный нагрудный знак
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев