Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Родные просторы, душевное здоровье и надежда. Об итогах Московского кинофестиваля

В 2022-ом году по завершении Московского кинофестиваля не скажешь, что он «отшумел». Скорее тихонечко прошёл, сменяв светскость на серьёзность. Ярких авторских программ ему конечно не хватало. И всё же фильмов приехало немало, и по большей части в них можно было найти пищу для ума и сердца.

«Золотым Георгием» основное жюри наградило «Без предварительной договорённости», фильм режиссёра из Ирана Бехруза Шоаиби. Его коллега Хамидрез Газеми стал триумфатором конкурса короткого метра. Главный приз иранской кинематографии для ММКФ не новость - Реза Миркарими и вовсе забирал его дважды. 

«Без предварительной договорённости» - мелодрама без изысков, с простым мессаджем ко всем покинувшим Родину: на своей земле вы всё равно нужнее, чем где бы то ни было. Пега Ахангарани (получившая приз за лучшую женскую роль) играет иранку, с детства живущую в Германии. Смерть отца заставляет её впервые вернуться в Иран, причём в компании сына-дошкольника. Поначалу настроенная с недоверием, героиня постепенно проникнется персидскими мотивами, чему добавит вдохновения встреча с учеником отца, инженером-строителем. Понятен идеологический вектор, избранный авторами картины, логично решение главного жюри. И всё же кажется, что в его тени остались более сложные и не столь благостные произведения.

К ним относятся другие награждённые фильмы - «Усекновение» Синиши Цветича, удостоенного награды за режиссуру, «Инстинкт» бангладешца Джубораджа Шамима, уезжающего со специальным призом «за реализм и человечность», - он действительно сумел подобрать нужный слог, ритм, цветокоррекцию, сделавшую фильм почти-почти чёрно-белым, чтоб гармонически изобразить быт стихийного посёлка «униженных и оскорблённых» рядом с железнодорожной станцией. Приз лучшему актёру достался Костелу Кашкавалу, сыгравшему святого отца Георге Калчу в «Гласе вопиющего в пустыне». О румынском фильме подробно рассказывалось в предыдущем материале с фестиваля. Стоит отметить другие сильные актёрские работы - Бояна Жировича, исполнившего роль главы семьи в вышеупомянутом «Усекновении», Барана Шюкрю Бабаджана, запомнившегося в фильме «Надежда» турецкого режиссёра Умита Кёрекена, где его персонаж - актёр, участвующий в постановке чеховской «Чайки».

Если бы актёрские призы вручались в введённом в этом году дополнительном конкурсе отечественного кино «Русские премьеры», главным претендентом был бы Виктор Сухоруков, исполнитель заглавной роли в фильме татарских кинематографистов «Микулай». Его персонаж живёт в удалённой деревне в Пестречинском районе и не хочет её покидать. Когда однажды из города к нему приезжает взрослый сын, это становится катализатором раскрытия глубоко утрамбованных пластов воспоминаний. В трагедии Микулая прорастает судьба тысяч советских/пост-советских деревень. 

Молодой режиссёр Ильшат Рахимбай, зарекомендовавший себя на республиканском уровне, совместно со сценаристами Гульнарой и Александром Ивановыми серьёзно переписал первоисточник, пьесу Мансура Гилязова. Заручившись поддержкой продюсера Тимура Бекмамбетова и воспользовавшись возможностью поработать с Сухоруковым, он сделал нестандартную картину на стыке жанров, и трогательную, и пугающую. 

Жюри «Русских премьер» пренебрегло тенденцией, согласно которой в основе большинства фильмов программы пьеса либо театральная постановка (4 из 7, наряду с «Микулаем» это «Жанна», «Похожий человек» и «Петрополис»), и выделило те, что сняты по оригинальным сценариям. Удостоившаяся специального упоминания «Кэт» Бориса Акопова пытается оглушить зрителя кругами «московского ада», которые вынуждена проходить героиня, родившая ребёнка проститутка. Визуально запоминающийся, фильм строится на невероятной коллизии и скачет по ярким тупикам, не давая надежды на драматургическую последовательность и катарсис. Талантливая актриса Анастасия Кувшинова энергично оживляет свою героиню, но её старания в общем напрасны.

Главную награду «Русских премьер» отдали «Здоровому человеку» Петра Тодоровского, сыну Валерия и внуку Петра Тодоровских. Это редкое для современного российского кинопроизводства «кино морального беспокойства». Успешный состоявшийся мужчина, диктор новостей Матч-ТВ, в силу обстоятельств понимает, что не может жить, как раньше, не преодолевая стену равнодушия, и должен помогать тем, кому хуже, чем ему. Но, возможно, эти благие помыслы суть психологическая неполноценность? Хорошие актёры - Евгений Ткачук, Ирина Старшенбаум, Дарья Балабанова - не очень-то складываются в ансамбль, так как безусловным солистом тут является харизматичный Никита Ефремов (ещё один сын и внук), который проводит своего героя по выбранной им непростой дороге, аккуратно отображая смену эмоциональных состояний. Не все детали работают, не каждая сцена звучит в полную мощность своего потенциала. Фильм мог бы быть куда тоньше, но и дешёвым его назовёшь, а попытка создателей ставить непростые вопросы вызывает уважение.

Таков и курс нынешнего ММКФ - на проблему человека и человечности. Фестиваль пытается говорить о том, что важно каждому. И остаётся международным - пока государственные мужи продолжают политику иными средствами.

 

 

Константин Чалый

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев