Психолог Эльмира Сибгатуллина 25 лет занимается реабилитацией детей-инвалидов
Зеленодольский Детский реабилитационный центр «Доверие» 25 лет работает с детьми с особенностями развития. С самого основания учреждения здесь трудится Эльмира Сибгатуллина.
Реабилитационный центр «Доверие» как специализированное учреждение открылся в 1996 году. Сначала это был детский сад, в который приводили детей-инвалидов. Поток не прекращался. Выяснилось, что специализированные занятия необходимы для большего количества детей, открылся реабилитационный центр.
Эльмира Ринатовна работала медсестрой, когда центр еще был детским садом.
— Стало очевидно, работа с детьми-инвалидами нужна. Я пошла учиться на психолога. Осознанно шла изучать психологию детей с особенностями развития.
Норма у каждого своя
Есть такое мнение: надо детей «подтянуть до нормативного состояния». Мне такое утверждение не совсем нравится. Может быть, ребенок «нормативным» не станет никогда. И что же, тогда ему не учиться, не ходить в садик, не общаться, не развиваться, как все остальные?
Моя работа заключается в том, чтобы помочь детям социализироваться, адаптироваться к окружающему миру, помочь ему быть счастливым и независимым, насколько это возможно вопреки его ограничениям.
Любой ребенок имеет право и должен общаться со сверстниками, посещать учреждения — дошкольные, школьные, дополнительного образования. Да, у ребенка есть особенности развития. Значит, ему надо создать особые условия, чтобы он мог это делать. Наши дети такие же, как все, только надо помочь им почувствовать это.
Родители
Работа с родителями, конечно, тоже большая. Родитель всегда хочет, чтобы его ребенок был, как все — нормативным. Помочь родителям не стесняться своего ребенка, выйти из дома, не сидеть в четырех стенах — наша задача. Мы стараемся показать и доказать мамам и папам, что у ребенка есть успехи — они могут быть сначала маленькими, но надо помочь их увидеть. Имея ребенка-инвалида, семья должна научиться жить обычной полноценной жизнью: общаться с друзьями, ходить в гости, посещать мероприятия, родители — работать.
Занятия
Дети в «Доверие» приходят по путевке от соцзащиты два раза в год. Мы проводим с ними занятия, корректируем имеющиеся недостатки и отклонения. Есть вещи, которым обычно дети учатся сами собой, естественно — это умение говорить, играть, изучать окружающий мир, общаться со сверстниками. Наших детей этому надо научить, чем я и занимаюсь на своих занятиях. Цель — подтолкнуть ребенка к развитию, а родителя — к действиям. Настраиваем и мотивируем родителей на занятия с детьми дома между курсами. Ребенок приходит на следующий курс, и мы видим, есть ли прогресс. Всегда советуем: водите детей в учреждения дополнительного образования.
Задача нашего центра — не столько изменить, сколько направить ребенка, чтобы родители вели его дальше, помочь ребенку и его семье социально адаптироваться к жизни в обществе.
О жалости
Часто спрашивают, устаем ли мы от этих детей, жалко ли их.
Нет, усталости я не чувствовала и жалости нет. Просто отношусь к ним, как ко всем остальным. С ними интересно. Интересно наблюдать, как они развиваются, как меняется постепенно семья.
Да, родителям вначале бывает тяжело смириться с тем, что у ребенка есть инвалидность. Мы помогаем принять этого ребенка.
Выпускники
Мы следим за судьбой наших выпускников. Первые ребята, которые были у нас, уже взрослые люди. Интересуюсь, чем они занимаются, кем стали. Создали ли семью. Приятно видеть их успехи.
Недавно позвонила мама бывшего нашего воспитанника. Просит, чтобы взяли младшего сына в «Доверие». Дети, которым уже в силу возраста не положено у нас заниматься, приходят в центр по старой памяти. Они к нам привыкли, мы — к ним.
Меняем отношение
Реабилитацию проходят дети с разным состоянием здоровья. Есть такие, у кого инвалидность выражена не ярко, нет сильной патологии. Я вижу, что и родители стесняются прийти к нам, и ребенок не очень хочет этого. Но проходит немного времени, и у них меняется отношения к детям, у которых инвалидность более серьезная.
Центр посещают и дети без инвалидности. Часто наблюдаю, как их родители поначалу занимают позицию: мой ребенок не должен общаться с инвалидами. Постепенно они меняют отношение, становятся терпимее.
Наши дети начинают ходить в детские сады, в школы, в кружки, секции. Там они лучше социализируются, приобретают жизненный опыт, но и окружающие сверстники привыкают к ним, учатся принимать и понимать их.
Учимся нон-стоп
На занятиях в «Доверии» дети и лепят, и рисуют, выполняют задания, мастерят. Есть много разных методик. В последние восемь лет я постоянно учусь — возможностей сейчас очень много. Министерство труда и соцзащиты РТ тоже организует для педагогов и психологов учебу.
Основной костяк специалистов, которые работают непосредственно с детьми, уже лет 15-20 не меняется. Эта работа им подходит. Мы видим, что сейчас общество начинает принимать детей с особенностями развития.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Комментарии
0
0
Прекрасный специалист! Прекрасный Человек !
0
0