Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Построенные горьковчанами корабли – гордость Зеленодольска

АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» – один из старейших судостроительных заводов страны. Сохраняя традиции, предприятие успешно развивается, завод загружен заказами до 2023 года.

Многие жители нашего города напрямую или косвенно связаны с заводом Горького – и от того, как идут дела на предприятии, зависит не только городской бюджет, но и жизнь каждого из нас.  Накануне нового года на наши вопросы ответил генеральный директор АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Александр КАРПОВ. 

 

 

 

Непрерывная модернизация производства

– Зеленодольский завод имени А.М. Горького провёл модернизацию производства в рамках федеральной целевой программы. Но на этом работа по обновлению не прекратилась, завод постоянно сообщает об очередных участках модернизации. Что уже сделано, что именно и как модернизируется?

– Программа поэтапного технического перевооружения реализуется на нашем предприятии с 2011 года. Проведён большой объём работ по модернизации корпусозаготовительного и металлургического производств, введено в эксплуатацию современное оборудование ведущих мировых производителей. Модернизированы также химический участок, цех «дельных вещей», цех судового машиностроения. В феврале текущего года был открыт после модернизации трубомедницкий цех. Установлено новейшее трубогибочное оборудование с ЧПУ и оптическая измерительная система.

В настоящее время приступили к программе модернизации цеха титанового литья. Это уникальное производство было запущено в 1967 году. Работы начали с участка по изготовлению литейных моделей. Планируем установить современные деревообрабатывающие центры с ЧПУ, заменить устаревшее оборудование, произвести комплексные работы, связанные с инфраструктурой. Вторым этапом будет модернизация основного производства цеха титанового литья, эта программа рассчитана на три года, так как все работы проводятся без остановки действующего производства.

 

 

 

Один за другим

– Александр Николаевич, корабль – это сложный инженерный объект, цикл его создания – несколько месяцев. То есть «быстрых денег» в судостроении не заработаешь: сначала надо вложить средства, закупить металл, оборудование, комплектующие и даже когда корабль уже спущен на воду и достроен, за этим следует цикл испытаний и только затем гос­приёмка. Славу заводу имени А.М.Горького создали корабли и суда, построенные на предприятии за 123 года. За этот срок на предприятии созданы свыше 1500 морских и речных кораблей и судов. Расскажите, какие заказы сданы в 2018 году?

– В 2018 год был плодотворным: завод сдал государственному заказчику два малых ракетных корабля проекта 21631 – «Вышний Волочёк» и «Орехово-Зуево», головной патрульный корабль «Василий Быков», очередной катер специального назначения проекта 21980 «Грачонок».

– А какие корабли и суда планируется сдать заказчику в наступающем году?

– 2019 год будет не менее напряжённым: планируем сдать первый из серии патрульный корабль проекта 22160; катер специального назначения проекта 21980; малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М»; пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан».

– При создании каждого корабля используется оборудование и комплектующие с десятков предприятий. Как выкручиваетесь, если поставщики срывают сроки? Часто ли приходиться сталкиваться с такими проблемами?

– Своевременная сдача кораблей для ВМФ РФ зависит от множества факторов, и прежде всего, от соб­людения графика отгрузки поставки технологического оборудования нашими контрагентами. Технология постройки кораблей, как ни одна другая в ВПК, отличается высокой степенью кооперационных связей и технологической сложностью. У нас огромное количество поставщиков взаимосвязанного оборудования, поэтому увязать синхронность действий между ними достаточно тяжело. Однако мы постоянно находимся в прямом контакте с производителями и оперативно реагируем на внештатные ситуации, если таковые возникают. Это позволяет ускорить поставки. Конечно, есть система штрафов и неустоек, но их суммы не более трёх процентов. Это сравнительно небольшая сумма. Я считаю, что штрафы должны быть большими, чтобы у исполнителей повысилась ответственность за выполнение контрактных обязательств в рамках гособоронзаказа.

 

 

 

Скоростные теплоходы А145

Строительство судов проекта А145 на АО «Зеленодольском заводе имени А.М.Горького» ведётся с 2010 года. На сегодняшний день два скоростных пассажирских судна успешно уже зарекомендовали себя в Ямало-Ненецком автономном округе, где эксплуатируются с 2012 года.

Скоростные комфортабельные пассажирские суда данного проекта  предназначены для перевозок до 150 пассажиров с багажом в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние до 400 миль без дозаправки.

Разработанный ООО «Агат Дизайн Бюро» уникальный гидродинамический комплекс, включающий геометрию подводной части корпуса, систему автоматически управляемых интерцепторов, водомётные движители с водозаборниками, расположенными перед кормовым реданом, обеспечивает «платформе», при сравнительно малой осадке, возможность рационально сочетать такие характеристики, как высокая скорость (40 миль), высокие мореходные качества и топливная экономичность.

Судна имеют современный дизайн экстерьера и интерьера и отвечают последним требованиям комфортности и безопасности перевозок. Высокий уровень обитаемости и комфорта пребывания пассажиров на борту во время рейса обеспечивается современным интерьером, рациональными компоновочными решениями, сравнительно высокими удельными площадями и объёмами, уровнем технического совершенства судна, удобными креслами, видео-аудио обслуживанием и возможностью организации питания пассажиров на борту. По параметрам шума и вибрации, параметрам перегрузок, воздействующих на человека, соответствуют всем установленным международным требованиям и стандартам. Отсутствие качки, обусловленное работой управляемых интерцепторов, позволяет лицам, страдающим «морской болезнью», легко переносить морское путешествие.

 

 

 

«Чайка» – высокий уровень комфорта

Суда проектов 03620 «Чайка» (пассажировместимость 250 человек) и 03621 (пассажировместимость 150 человек) представляют собой дизельные теплоходы, с кормовым расположением машинного отделения и носовым размещением рулевой рубки, конструктивный тип судов – однокорпусный, стальной.

Эти теплоходы имеют современный дизайн экстерьера и интерьера и отвечают последним требованиям комфортности и безопасности перевозок. Высокий уровень обитаемости и комфорта для пассажиров на борту во время рейса обеспечивается современным интерьером, высоким уровнем технического совершенства судов. Дополнительный уют в пассажирских салонах обеспечивается системами кондиционирования и отопления. Для обеспечения комфортных условий экскурсионных путешествий суда оборудованы системой «аудиогид» на пяти языках. По параметрам шума и вибрации воздействующих на человека соответствует всем установленным международным требованиям и стандартам.

 

 

 

Как мы готовим кадры

– Квалифицированные кадры – основа для любого предприятия, каким образом вы привлекаете молодых специалистов? Какие социальные программы способствуют их закреплению на предприятии?

– Сегодня завод развивается и демонстрирует высокие показатели. У нас есть заказы до 2023 года, и есть уверенность в завтрашнем дне, поэтому молодёжь приходит к нам на работу. Стоит отметить, что молодые специалисты приезжают и из ближайших городов Татарстана, и даже из других регионов. Этого удалось достичь во многом, благодаря тем условиям, которые созданы для молодёжи. Молодой специалист, который приезжает из другого города, получает ведомственное жильё, подъёмное пособие в размере 30000 рублей и заработную плату не ниже 20000. Так же в санатории-профилактории «Дельфин» сотрудники отдыхают на льготных условиях, бесплатно занимаются спортом в СК «Авангард» и получают перспективу получения жилья в строящемся жилом комплексе «Красный металлист».

В заводской программе кадрового обеспечения чётко обозначены пути решения задач по набору квалифицированного персонала, среди них – сотрудничество с высшими и средними учебными заведениями, специализированными школами и учреждениями.

Завод взаимодействует с высшими учебными заведениями РФ и РТ по таким направлениям как: повышение образовательного уровня работников, подготовка работников по заочной форме обучения, проведение производственной, технологической и преддипломной практики студентов: СПО, ВПО.

Решением Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в 2012-2016 гг.
утвержден государственный заказ на подготовку профессиональных кадров на базе Зеленодольского механического колледжа по профессии судостроитель-судоремонтник металлических судов.

Теоретическое обучение проводится в профильных классах Учебного Центра подготовки кадров (Судостроение и Обработка металлов резанием). Учебная практика учащихся проводится в учебных мастерских (судосборочная слесарная) заводского Учебного центра подготовки кадров, а производственная практика – на рабочих местах в производственных цехах завода.

Ценной кузницей кадров для завода является Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ. На базе этого вуза ведётся подготовка корабелов, океанотехников, конструкторов и технологов. Этой же цели служит открытый в 2013 году Центр кораблестроения КНИТУ-КАИ. Студенты проходят производственную и преддипломную практику на заводе.

 

 

 

Жилье и социальные программы

– Завод имени Горького – одно из немногих предприятий, что строит сегодня жильё и развивает социальные программы. Вас не пугают кризисные явления в экономике? Расскажите, какие именно программы вы внедряете?

– Помимо основных социальных и трудовых гарантий, предусмотренных коллективным договором, мы ежегодно реализуем масштабную социальную программу, которая охватывает не только решение насущных социально-бытовых вопросов горьковчан, но и включает в себя участие в многочисленных проектах социальной направленности. На сегодняшний день главной социально значимой задачей для предприятия является разрешение жилищного вопроса. Так, в 2011 году на заводе возродили систему строительства жилья для работников. Первый 132-квартирный 10-этажный жилой дом (по ул.Фрунзе) был сдан в эксплуатацию в 2013 году. Второй 215-квартирный 10-этажный дом жилого комплекса «Красный металлист» сдан в сентябре 2016 года. Закладка третьего 70-квартирного 5-этажного дома состоялась 30 августа 2017 года. Квартиры сдаются с чистовой отделкой.

Как и прежде сотрудники предприятия и члены их семей могут круглогодично отдыхать и поправлять своё здоровье в санатории-профилактории «Дельфин». Работники могут приобрести путёвки в санаторий на льготных условиях. Работникам вредного производства путёвки предоставляются бесплатно.

Ежегодно выделяются значительные средства на проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, а спортивные достижения заводчан отмечаются ценными наградами. У нас создана и находится в непрерывном развитии собственная спортивная база – комплекс «Авангард». В 2015 завершилась глобальная реконструкция этого комплекса.

Регулярно обновляются непроизводственные объекты заводской инфраструктуры: так, в 2013 году был отремонтирован и оснащён новым оборудованием здравпункт завода, модернизированы центральная столовая «Восточная» (2013 год) и столовая №22 (2017 год) в одном из цехов завода.

Кроме того, социальная программа завода по-прежнему включает в себя оказание материальной помощи работникам в различных жизненных ситуациях, обеспечение доставки на работу служебным транспортом и многое другое. Оказываем помощь в ремонте квартир ветеранам войны и труженикам тыла.

С целью повышения производительности труда, квалификации молодёжи и закрепления высококвалифицированного персонала на предприятии разработано положение о выплате стимулирующих надбавок производственным рабочим машиностроительных цехов с четвёртым разрядом и выше. Обязательное условие этих выплат – выработка в расчётном месяце трудоёмкости в объёме не менее 110 процентов календарного фонда.

На заводе разработано положение о трудовых соревнованиях между цехами судостроения, машиностроения и отделами. Оценка каждого подразделения по итогам квартала и года осуществляется по таким критериям, как выполнение производственной программы, участие работников в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, развитие рационализаторской деятельности и так далее. Введение этого положения позволило достичь полноценной вовлеченности персонала в общезаводскую жизнь, решать производственные задачи и развивать творческий и соревновательный дух в каждом подразделении.

 

 

 

ЗПКБ в числе лучших

– Зеленодольское проектно-конструкторское бюро вливается в состав судостроительной корпорации «Ак Барс». Есть указ президента РФ о передаче республике пакета акций ЗПКБ. Завод и прежде взаимодействовал с проектно-конструкторским бюро, что изменится?

– Зеленодольское проектно-конструкторское бюро доказало высокий уровень своей работы, и я считаю, что по своей мощи оно не уступает ЦМКБ «Алмаз», «Северное ПКБ», КБ «Вымпел», «ХС Морское проектирование» и «АгатДизайн Бюро», с которыми мы работаем. Зеленодольский завод имени А.М. Горького и ЗПКБ связывают многолетние плодотворные, партнёрские отношения. Уверен, что наша совместная работа продолжится на столь же высоком уровне и впредь будет служить не только укреплению военно-морских сил Российской Федерации, но и поднимет современную военную технику на новую ступень.

 

 

 

Гражданское судостроение

– Завод имени А.М. Горького – единственное судостроительное предприятие  в новейшей российской истории, которое освоило серийное строительство скоростных пассажирских судов. Учитывая, что сейчас на внутренних водах нет платёжеспособных покупателей – это архисложная задача. Расскажите о пассажирских заказах подробнее?

– На ближайшую перспективу мы выделили для себя приоритетные направления развития: прежде всего, это строительство прогулочных судов проектов 03620 и 03621, судов глиссирующего типа, в частности, скоростных пассажирских судов на базе проекта А145, водоизмещающих пассажирских судов, также, строительство самоходного и несамоходного грузового флота, строительство рыбодобывающих судов и судов технического флота. К 2022 году планируем довести объём гражданской продукции до 50 процентов от общего портфеля заказов.

 

 

 

«Армия-2018» и дальневосточный морской салон

– Завод участвовал в Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» и Международном дальневосточном морском салоне. Чем были интересны эти выставки?

– Участие в данных выставках позволило нам провести переговоры с потенциальными заказчиками. Презентовать новые разработки завода и современные проекты кораблей.

Что касается форума «Армия-2018», здесь главным событием для предприятия стало подписание Государственного контракта на выполнение работ по сервисному обслуживанию, техническому надзору в процессе эксплуатации с «докованием» кораблей и катеров проектов 21630, 21631, 21980, 22160 с Минобороны РФ. Стоит отметить, что мы – новички в сфере сервисного обслуживания кораблей, работаем в этом направлении всего третий год. Однако у нас есть ряд преимуществ, главное из которых – мы берем на себя обязательство обслуживать корабль на весь его жизненный цикл.

– Все судостроительные предприятия борются за экспортные заказы. Мы знаем, что в составе вьетнамского флота уже несут службу фрегаты «Гепард-3.9», построенные в Зеленодольске. Как развивается сотрудничество с СРВ и другими странами Юго-Восточной Азии? Какие проекты интереснее азиатским заказчикам?

– Сегодня иностранные заказчики хотят иметь современное вооружение: более точное и мощное. А наш завод, как я уже сказал, постоянно работает с проектными бюро по вопросам улучшения боевых качеств проектов, ведёт поиск наиболее перспективных разработок отечественного ВПК. На строящиеся корабли устанавливается новое современное вооружение (комплексы «Калибр», «Панцирь», инновационное противолодочное вооружение), что делает их более эффективными и боеспособными.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев