Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Пленэры радости. Как связаны «Русская Атлантида» и Габдулла Тукай, рассказывает художник Анатолий Крылов

Известный зеленодольский художник Анатолий КРЫЛОВ уже более полугода, как стал руководителем Союза художников Татарстана. Что сделано за это время, какие интересные есть задумки – об этом во время нашей встречи рассказал заслуженный деятель искусств РТ, академик Петровской Академии наук и искусств в Санкт-Петербурге, преподаватель художественной школы.

Должен ли быть художник «голодным»

 

– Анатолий Валентинович, как меняется статус художника в обществе. Мы можем сравнить, как жили живописцы в советские времена и сейчас?

– Многие художники ведут сегодня спартанскую жизнь, но «как не мори голодом творца, он все равно будет писать». Есть шуточная мудрость: «Художник должен быть голодный». Но если говорить серьёзно, художник не должен жить в нищете, как Нико Пиросмани. Конечно, нужны субсидии, должна быть государственная поддержка. Вспомним прежние времена: когда большинство в обществе получали зарплату в 60 – 90 рублей, то художники, трудившиеся в Худфонде, зарабатывали 400 рублей. Это была богатейшая организация, Художественный фонд покупал картины с выставок. Художники писали работы на заказ, оформляли кафе, делали городские скульптуры – все это через Худфонд.

А сейчас времена изменились, у художников зарплата небольшая. Многие живут не за счёт картин, а занимаются педагогической деятельностью или работают дизайнерами.

 

– Почему живопись и художественное образование так важны для нашего города и общества в целом?

– Живопись, рисование помогают формировать мышление человека, сам склад ума становится творческим. В результате прогрессирует общество в целом. Вспомним Нидерланды XVI-XVII веков: в те трудные времена там все рисовали. Чуть ли не каждый четвёртый горожанин мог неплохо рисовать. Золотой век голландской живописи пришёлся на XVII век. В Голландии произошёл экономический прорыв, она стала одной из передовых стран мира.

Сколько не выпускай художников, много не будет, ведь само понятие художник – очень ёмкое, это не просто рисовальщик.

 

«Живопись помогает формировать мышление человека», – убеждён художник

 

 

 

Память о великом поэте 

 

– Сейчас Союз художников реализует проект, связанный с именем Габдуллы Тукая, расскажите об этой вашей работе.

– Мы осуществляем Тукаевский проект совместно с Институтом языка, литературы, истории Академии наук Татарстана. Наши художники выезжают на пленэры в места, связанные с именем поэта. Конечно, это и Старый Кырлай. Габдулла Тукай много где бывал в Казани, там есть знаковые места. Мы едем в Челябинскую область в Троицк. Как известно, в 1912 году он приезжал в Троицк на лечение. Время, проведенное в степном краю, поэт вспоминал с благодарностью.

На следующий год будем писать в Питере, Габдулла Тукай бывал и там. Сейчас в Санкт-Петербурге в сквере на пересечении Кронверкского проспекта и улицы Зверинской установлен памятник поэту.

Кстати, в этом году член Союза художников России Анатолий Егоров награждён Государственной премией РТ имени Тукая. Наш художник отмечен главной республиканской премией за цикл гобеленов «Над Казанью луна».

Мы выдвигаем своих художников на премии Габдуллы Тукая, Баки Урманче, Харриса Якупова.

 

– Я понимаю, что возможности очень ограничены, но как сегодня ваш Союз поддерживает молодых художников и аксакалов?

– Наше правление старается выдвигать активную молодежь на стипендии министерства культуры РФ и правительства РФ через ВТОО «Союз художников России». Через Москву получаем материальную помощь для наших ветеранов – лишь несколько человек в этом году – немного, но всё же прибавка к небольшим пенсиям ветеранов искусства.

 

 

 

К юбилею Волжской Булгарии

 

– Художники подключились к празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

– Для нас, в первую очередь, это организация в республике серии всевозможных выставок. Они проходят повсюду: в Зеленодольской художественной галерее в январе была выставка от Союза художников России. В Альметьевске она пройдёт в августе, всюду экспозиция обрастает новыми работами, подключатся местные художники. Позже выставка переедет в Набережные Челны, были в Музее истории государственности татарского народа и Татарстана на территории Казанского Кремля.

В планы, посвященные этой дате, включены пленэры. Содействие в организации мероприятий оказывает Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. Художники работают в Казани, на территории Древнего Булгара, Билярского государственного историко-археологического музея-заповедника. Часть мероприятий проводятся в Чувашии. После пленэров планируется издание каталога, выставки в Казани, Санкт-Петербурге, Москве, Симферополе, Чебоксарах.

 

Работа Анатолия Крылова

 

 

 

Возрождение утраченного

 

– В Раифе проходила «Русская Атлантида», что привело художников в Раифский Богородицкий мужской монастырь?

– Художественный проект развивается с 2013 года. Устроители пытаются обратить внимание на малые исторические города, места, хранящие национальную память, на возрождение того, что утрачено. Они работают в Питере, Боровске, Угличе, Оптиной Пустыне, Суздале и многих городах. Организованы десятки пленэров и отчётных выставок в России, а также за рубежом (Германии, Италии, Индии). Я с ними был на Селигере и в Италии. Кстати, порекомендовал им наши края, и они реализовали это предложение. Пленэр в Раифе проходил по благословению наместника Раифского Богородицкого монастыря игумена Гавриила.

 

 

 

Не потерять чувство красоты

 

– Вы сами активно участвуете в самых разных пленэрах, а также занимаетесь их организацией, почему они так важны для художников?

– Без работы с натуры потеряешь чувство цвета, красоты (во время пленэров художники с утра до вечера пишут с натуры) и вместе с тем там происходит обмен опытом, взаимообогащение. Я ещё раз понял это в Выш­нем Волочке, где в мае на Академической даче им.Репина проходил Всероссийский пленэр имени Василия Александровича Кокорева.

Сейчас в каждой республике свои пленэры, художники сдружились через них, хорошо знаем друг друга, помогают и социальные сети. Недавно мы были на международном пленэре в Прислонихе, в Ульяновской области, где родился Пластов. 

В республике проводятся пленэры в Азнакаевском районе, позже в Бугульме – и все главы районов принимают очень хорошо. В Елабуге очень круто, там постоянные пленэры. Надо перенимать их опыт!

И в Зеленодольске прекрасная природа (леса, реки, озёра) подталкивает, чтобы проводить пленэры. Художники часто работают в Васильево. Думаем о новых местах в Раифе и в Свияжске. Сейчас мы проводим в Зеленодольске пленэр в связи с 90-летием города, который организован Союзом художников и коллективом художественной школы. Осенью сделаем отчётную выставку.

А 7 июля в Йошкар-Оле, в Государственном музее изобразительных искусств Марий Эл, открылась выставка художников нашего города «Открытое письмо», приуроченная к 90-летию Зеленодольска.

Впереди – планов громадье. Дарите себе радость встречи с искусством!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев