Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

«От неё шел Свет и этот Свет будет с нами всегда»: Замечательного врача Зеленодольска помнят до сих пор

У нее было много наград, званий, регалий, но, главное, у неё было и есть Имя – Стрелкова Ольга Михайловна. Пос­ле её ухода долго продолжались звонки в наш дом. Звонили её бывшие пациенты, коллеги, друзья, просто знакомые, кто узнал о её кончине позже и не смог проводить в последний путь.

Столько слов доброты, благодарности, восхищения я услышала в те дни в адрес мамы. И мне захотелось рассказать всем, кто будет читать этот очерк, о ней, заслуженном враче ТАССР, почётном гражданине города Зеленодольска и очень хорошем человеке, добром, отзывчивом, неравнодушном, Ольге Михайловне Стрелковой.

Мама прожила долгую, трудную, интересную, счастливую и полезную жизнь. Оля родилась 9-тым ребёнком в семье лесничего в 1913 году. Девочка с детства многое умела. В восемь лет она уже доила корову, ухаживала за скотиной. В школу пошла только в 9 лет, потому что вблизи их кордона школ не было.  Её определили сразу в третий класс в Ульяновскую школу, там жила её крёстная, которая согласилась взять двух девочек Стрелковых (Ольгу и Нину) в свою семью. Училась Оля легко, с интересом, быстро догнала своих одноклассников. Когда Ольге было 14 лет, семья Стрелковых перебралась в Санчурск, где сначала снимали квартиру, а потом купили свой дом.

В 1932 году Ольга, верная своей мечте, поступает в Казанский мединститут, который окончила с отличием.

Как член научного студенческого общества, Ольга подготовила доклад, получивший высокую оценку, и профессор Горяев (ученый с мировым именем) пригласил в аспирантуру на свою кафедру. Курашов С.В. (впоследствии министр здравоохранения РСФСР, затем СССР) тоже обратил внимание на способную, активную студентку и пригласил на свою кафедру – психиатрии.

Связав свою судьбу с военным моряком,Ольга едет во Владивосток, семье пришлось жить и работать в разных местах Советского Союза, за границей.

Профессиональный путь мамы можно проследить по её трудовой книжке. С 26 апреля 1939 года в ней 42 записи о приёмах на работу, увольнениях и 27 – о поощрениях и награждениях.

В общей сложности мама проработала 63 года с небольшими перерывами на переезды. Она была и школьным врачом, и врачом в детдоме, и ночного пункта неотложной помощи, и лечебным инспектором, и в медкомиссии райвоенкомата, и, конечно, в эвакогоспитале.

Два месяца в 41-м  она провела в осаждённом городе под постоянной бомбёжкой, спасая раненых. В первые дни войны многие горожане были эвакуированы из Севастополя, а мой папа был уверен, что «война будет малой кровью и на чужой территории». Только, когда был отрезан сухопутный выезд из Крыма, мама с 4-х летним сыном на сухогрузе через Керчь выехала в эвакуацию. Долго ехали на открытой платформе, женщины защищали детей от дождей, ночного холода и страха.

1952 год. Зеленодольск, улица Школьная, 2. Деревянный дом, двухкомнатная квартира, вода – в колонке во дворе, печка, тротуары на улицах, каких я раньше не видела. Всё было в диковинку мне, шестилетней.

Начинала свою трудовую деятельность в Зеленодольске мама цеховым врачом в медчасти «Завода им.Серго». Именно здесь у неё появились первые зеленодольские пациенты, которые стали друзьями семьи на всю жизнь.

Где бы мама не работала, она не изменяла своему жизненному принципу: надо жить увлеченно. Её творческое ощущение жизни, энергия любви к окружающему миру проявлялись в отношении к людям, которые обращались к ней за поддержкой. Я не была её пациенткой (врачи своих не лечат), но наблюдала, как она принимала: внимательно и терпеливо выслушивала, не торопясь осматривала, делала паузу и рассказывала о болезни, возможных причинах её возникновения, назначала лечение. Если ей что-то было непонятно, то дома листались учебники, журналы, начинались телефонные консультации с профессурой.

Помню, что когда мама работала заведующей терапевтическим отделением, почти каждую ночь ей звонили коллеги, иногда приходилось в особо сложных случаях выезжать. Как-то в новогоднюю ночь раздался звонок из родильного отделения: «Роженица ослепла». Мама спрашивает – на один глаз или на оба? «На оба», – отвечают. «Это хорошо, выезжаю». Что хорошо? Оказывается,  в этом  случае диагноз понятный и зрение спасти можно.

Лечила мама с каким-то азартом, с убежденностью в успехе, иногда на грани риска, и, наверное, поэтому помогала в самых безнадёжных случаях. В записях мамы хранятся эти 14 «Чудес», которые она совершила. 14 вылеченных вопреки законам и правилам медицины. Своих больных, особенно в последние годы жизни, мама помнила не по фамилиям, а по диагнозам: «Коксартроз». «Микоз», «Токсическая желтуха», «Хронический тонзиллит» и другие.

Работая начмедом, мама добивалась внедрения медицинских новинок в практику лечебных учреждений, уделяла большое внимание воспитанию кадров, повышению их квалификации.

В 1957 году по инициативе группы врачей в Зеленодольске был организован гериатрический кабинет, один из первых в Советском Союзе. Об этом писали «Известия», «Медицинская газета» и другие издания.

Именно с работой в облас­ти гериатрии и связана у мамы встреча с маршалом Жуковым. А дело было так.

Сестра отца и подруга мамы (которая их и познакомила), тетя Оля, полковник медицинской службы, работала в военном госпитале им.Бурденко вместе с женой Жукова Галиной Александровной. Жуков прочитал в «Известиях» статью «Старость отступает» о зеленодольских геронтологах, заинтересовался. В очередной приезд мамы в Москву, тетя Оля организовала эту встречу – консультацию. По воспоминаниям мамы – повезли её на дачу к Жукову, там очень радушно встретили. В рабочем кабинете Георгия Константиновича мама беседовала с маршалом минут сорок,  давала рекомендации, советы, а потом было застолье, чаепитие. Впоследствии мама получала приветы от него – «деревенскому врачу», так он её окрестил.

Мама счастливый человек. Она до 86 лет активно работала в центре здоровья, вызывая удивление и восхищение. Опытный врач своей жизнью доказывал, что геронтология – наука нужная и важная! У неё был счастливый брак – 53 года она прожила в любви и согласии со своим Шуриком (нашим папой –
высоким красивым статным моряком, капитаном 1 ранга, командиром в/ч в прошлом). Двое детей, четверо взрослых внуков, четверо правнуков, а сейчас появились и праправнуки.

 

К своему 90-летию мама писала:

...«Самый яркий, главный след в моей памяти оставили те люди, которым я смогла помочь как врач. Чем больше отдаёшь тепла, своей энергии, желания помочь, тем больше получаешь удовлетворения, радости»…

P.S Одна из пациенток мамы на прощании сказала: «От неё шел Свет и этот Свет будет с нами всегда»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

12

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев