Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Одиночество по собственному желанию: Настоятель Раифского монастыря рассказал о первом монашеском ските в Татарстане

Монахи Раифского монастыря строят скит в вымирающей деревне Никольское. Расположено оно в Зеленодольском районе Татарстана. Сейчас там стоит небольшая часовня, но вскоре появится церковь и дом для братии. Монахи приезжают в скит, чтобы побыть в уединении. Как устроена жизнь в этом укромном местечке и о планах на будущее – в репортаже ИА «Татар-информ».

Раифский монастырь сегодня любимое многими место. Находится он вдали от города, но, несмотря на это, здесь всегда многолюдно. Даже в будничный день в Раифе собирается много верующих, а в большие праздники – в Крещение или Рождество – яблоку упасть негде.

Если вернуться к истокам православия, то изначально люди уходили в монастырь, чтобы побыть в уединении. С греческого языка слово «монастырь» так и переводится – «уединенное жилище». Поэтому настоятель монастыря игумен Гавриил и решил начать строительство скита.

«Скит – это такое отделение монастыря с более закрытым уставом. Там братья могут уединиться, больше времени проводить в молитвах, привести свои мысли в порядок», – рассказывает отец Гавриил.

В апреле митрополит Казанский и Татарстанский Феофан дал благословение на строительство Раифского скита, и, как только сошел снег, монахи приступили к работе.

Идея построить скит пришла отцу Гавриилу год назад, когда он был назначен настоятелем обители. Пример скитской жизни он перенял с Оптиной пустыни, в которой прожил 13 лет. Эта обитель славится своим скитом – именно в ней жили оптинские старцы, ныне причисленные к лику святых.

«В Оптиной пустыни такая же ситуация, как и здесь, – монастырь очень многолюден, в 300 метрах от него монахи построили скит. Для братьев это отдушина, где можно уединиться», – поделился настоятель.

«Такое место обязательно должно быть»

Сейчас в скиту кипит работа – идет строительство дома, который будет служить братским корпусом. В двухэтажном срубе планируется разместить три кельи для братии и маленькую кухню.

«Это будет первый скит в Татарстане. В других регионах у большинства крупных монастырей есть скиты, у некоторых их даже около десяти. Причем в Ново-Дивеевском монастыре есть такая практика – если приходит новый человек, он сначала живет в скиту, подрастает там, духовно укрепляется и только потом идет в монастырь. Если серьезно относится к духовной жизни, то такое место обязательно должно быть», – рассказывает отец Гавриил.

Слово «скит» происходит от названия одного из пустынных мест Египта. Скитской образ жизни зародился именно там, в скитской пустыне. Со временем это название стало нарицательным.

«Православное монашество существует в трех видах – это отшельничество, скит, и третий тип, который сейчас наиболее распространен, это общежитие, то есть монастырь», – рассказал игумен.

До революции чаще встречались особножительные монастыри – монахи жили в отдельных домиках по своему уставу.

«Самое сложное – объединить всех под один устав. Но при этом совместная жизнь дает свои плюсы. Вот элементарно – заболел один, другой ему поможет. Живя вместе, монахи поддерживают друг друга. А помимо болезней физических могут быть болезни духовные – искушение, уныние или еще что-то. На самом деле только кажется, что это легко и просто. Когда человек приходит и погружается в свой духовный мир, тогда начинается борьба и человек испытывает серьезные сложности», – поделился отец Гавриил.

Дорога, коммуникации и уединение

Место для будущего скита выбирали очень долго. Дело в том, что к нему предъявляется много требований. В первую очередь это должно быть уединенное место, вдали от населенных пунктов. Во-вторых, там должна быть дорога, чтобы можно было проехать в любое время года. И, наконец, на участке должны быть проложены коммуникации.

«Было сложно выбрать такое место, чтобы совпали все пункты. К тому же вокруг монастыря идет плотная застройка. Но нам повезло – один священник предложил выбрать деревню Никольское. Расположена она в Зеленодольском районе, на границе с Республикой Марий Эл. От Раифы ехать всего 20 минут», – вспоминает отец Гавриил.

Но выбранный монахами участок оказался уже выкуплен. Выяснилось, что его владельцем является прихожанин казанского Богоявленского храма. Узнав о планах братии, он продал им землю по минимальной цене.

«Потом мы присоединили ближайшие участки, чтобы было место для огорода и хозяйственных построек. Там все было сделано, как будто специально для нас. Когда есть воля Божия, все так и получается – человек делает шаг, а Господь еще три навстречу», – делится игумен.

«Где храм, там и жизнь»

На месте будущего скита уже стояла часовенка, построенная жителями Марий Эл и освященная в честь Николая Чудотворца. Раньше здесь стоял деревянный храм XIX века, который был закрыт в 1938 году, а позже стал использоваться как склад. В 60-е годы церковь полностью сгорела. От нее остались только рвы, в которых когда-то был фундамент – на его месте уже поросли березки.

«После того как храм сгорел, местные растащили весь кирпич. В Оптиной пустыни была такая же история, когда могильные камни лежали в основании домов. Пусть люди в те времена отвергли Бога, но даже у самых примитивных племен есть культ почитания предков. Представляете насколько помрачилось сознание народа?» – рассказывает настоятель монастыря.

Рядом с храмом стояли приходская школа, дом священника и кладбище, от которых тоже не осталось и следа.

«Здесь даже была небольшая монашеская община – видимо, в советское время во время гонений здесь нашли приют несколько монахинь», – отметил отец Гавриил.

В планах монахов восстановить церковь – она будет, как и прежде, деревянной, построенной по старорусским традициям, наподобие Троицкого храма в Свияжске.

Непростой оказалась история и самой деревни. Раньше это было большое барское село на 500 дворов со знаменитой ярмаркой, которая действовала до середины XX века. Через Никольское проходил Царевококшайский тракт, по которому можно было проехать из Йошкар-Олы в Казань. Такой путь, по сравнению с действующей ныне дорогой, сокращал расстояние на 60 километров. В настоящее время от него остался лишь небольшой мощеный участок, усыпанный камнями.

Когда дорога перестала действовать, жизнь в селе начала утихать. Сейчас здесь практически нет постоянных жителей – люди приезжают только на лето. Но соседству со скитом они оказались рады.

«Местные жители отнеслись к нам хорошо, потому что везде, где строится монастырь или храм, возрождается жизнь. Это уже давно замечено: где храм там и жизнь», – считает игумен.

По соседству с вымирающим Никольским расположены татарские деревни и лишь в 800 метрах от него единственное православное кладбище.

«Строительство храма здесь будет очень кстати – люди смогут прийти и помянуть усопших. 11 мая мы совершили крестный ход на кладбище. Кстати, участие в нем приняли пожилые люди, которых крестили в том деревянном храме в далеком 1937 году», – рассказывает отец Гавриил.

Место для молитв

Часовня Николая Чудотворца пользуется здесь спросом – по словам игумена, люди постоянно приходят сюда помолиться и оставляют листочки с именами тех, о чьем здравии или за упокой чьей души нужно помолиться.

Маленькая часовенка обустроена скромно, но с теплотой, здесь аккуратно сложены свечи в углу, на покрашенных синей масляной краской стенах висят старые иконы.

Отец Гавриил показал нам молитвослов, который хранится в часовне, написан он на языке мари. На стене в рамке фото разрушенного храма – его подарил историк, который изучал историю Никольского.

«Пока это просто место, где можно помолиться. В скиту молитвенное правило немного дольше – утром, вечером и в обед сюда приходит послушник Андрей, пока единственный поселенец скита. Кроме этого, часовня – единственное место, где могут помолиться местные жители», – рассказывает игумен.

Послушник Андрей сейчас живет в скиту один – он следит за ходом строительства и потихоньку начинает вести хозяйство. Он окончил сельхозинститут, поэтому это дело ему хорошо знакомо.

«Андрей очень любит заниматься пчелами, поэтому первым делом завел здесь пасеку. У него живет особая порода пчел – они добрые и не кусаются. За ними очень интересно наблюдать: у них своя цивилизация. Пчелы – это лучшая иллюстрация премудрости и красоты творения Божьего», – поделился отец Гавриил.

По словам священнослужителя, место это экологически чистое, отлично подходящее для ведения хозяйства. В будущем монахи планируют завести коз, кроликов и кур.

«Здесь мы еще запланировали теплицы и немного живности для начала. Плюс еще у нас есть поле, которое мы хотим засеять медоносными растениями. К тому же там можно заготавливать сено для коз», – делится он планами.

Монахи с энтузиазмом мечтают о будущем. Выбранное ими место по-настоящему красивое и живописное: просторные поля, лес и тишина. Еще строящийся скит начал привлекать лесных жителей. Андрей поделился, что по вечерам к нему прибегают ежики, с которыми он с удовольствием делится едой. А еще откуда-то прибежал щенок – теперь новый житель скита.

О том, что место может стать таким же популярным, как и Раифский монастырь, монахи не переживают. Территория самого скита будет скрыта от посторонних глаз забором, а в храм смогут приходить все желающие.

Когда-то и Раифская обитель начиналась с небольшого скита. Может, и в этом месте когда-нибудь вырастет белокаменный монастырь.

Подробнее: https://sntat.ru/religiya/odinochestvo-po-sobstvennomu-zhelaniyu-nastoyatel-raifskogo-monastyrya/

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

2
X