Один день в Новопольке: Чем удивляет сельское поселение в поледнее время
С сегодняшнего номера газеты мы начинаем серию публикаций о сельских поселениях, входящих в состав ЗМР. Наш район в этом году юбиляр: он был образован 60 лет назад, в 1958 году. Свою Книгу путешествий мы начинаем с Новопольки.
В среду, 24 января, бушевала метель. Служебная «Нива», в которой меня везёт в свою «вотчину» Нарвек ЯКУПОВ, то и дело ныряет в глубокий снег. «Танки сугробов не боятся, отличная машина!» – довольно хлопает по рулю глава Новопольского поселения.
– Трудно быть главой? – перефразирую я название повести братьев Стругацких.
– Нелегко. Раньше хотя бы колхозы с совхозами выручали. А сейчас налог на имущество, налог на землю, самообложение... Спасибо нашему президенту за то, что четыре рубля добавляет на каждый собранный с населения. На эти деньги вот дорогу делаем.
Нарвек Юсупович возглавляет поселение с 2013 года, до этого долгое время был местным депутатом. Работал в транспортной сфере, занимал руководящие должности, а выйдя на пенсию, сел в кресло главы – таково было решение коллег-депутатов. Родом он из Атни, а сюда судьба его закинула благодаря женитьбе. Живёт в Урняке и считает его лучшим местом на земле: «Казань с Зеленодольском рядом, сел на машину, и ты уже в городе! Вместе с тем экологически чистый район».
На счёт экологии, конечно, можно поспорить. При северо-восточном ветре здесь сказывается близость птицефабрики и «Оргсинтеза», зато рядом заповедник. Ведь новопольцы буквально живут в его охранной зоне. И… временами вынуждены воевать с кабанами, которые повадились ходить на их картофельные поля. «Они ведь звери свободные, команд не понимают».
На мой вопрос, не жалеет ли, что пошёл в главы, отвечает: «Когда как». И вспоминает про установленные водокачки, проведённое уличное освещение, построенный ФАП, щебенённые дороги, про сделанный ремонт. «В таких случаях получаешь удовлетворение».
А самой большой проблемой называет устаревшую инфраструктуру, построенную при советах, и на замену которой катастрофически не хватает денег. «Вот и меняем трубы участками по 500 метров».
На этом снимке последний советский председатель новопольского сельсовета Наталья Паутова и нынешний глава Нарвек Якупов.
Наталья Ивановна настоящий патриарх местной муниципальной службы, стаж – 43 года! Сначала работала в сельсовете секретарём, а когда в Новопольке председатели стали меняться один за другим, заняла главный пост. Её, как коммунистку, уговорили, сказав, что в противном случае родной посёлок присоединят к соседнему. Этого стерпеть патриотка-секретарь не могла. В должности «председательши» проработала лет шесть, ушла в 1992-м. Говоря о своём нынешнем приемнике, удивляется:
– Как он выкручивается – не представляю. Идёт активная застройка, Казань на нас надвигается. Мы-то ничего, справлялись. Компьютеров тогда не было, все налоги собирали сами, и распоряжались ими, как хотели. Да и помогали нам. Как чуть что – так в совхоз.
Наталья Ивановна не скрывает, что тоскует по временам, когда были коллективные хозяйства. «Спокойно жили. А сколько мы сделали после войны!». И утверждает, что в малых сельсоветах работать сложнее, чем в больших. «Там есть организации, заместители, а здесь глава варится в своём соку».
«РУБЛЁВКА» НА МЕСТНЫЙ ЛАД
Новополькой управляют пять чиновников, включая главу. Так было, и когда жителей здесь насчитывалось 500 человек, так остаётся, и когда их стало в три раза больше.
Стремительным ростом поселение обязано соседством со столицей, это её состоятельные обитатели заселяют местные земли. Но резерв под индивидуальное строительство уже практически исчерпан.
Сворачиваем с трассы, и один за другим проезжаем коттеджные посёлки: Новочувашский, Грузинка, Загородный клуб, Западная, Центральная Ореховки... Некоторые особняки поражают размахом, другие стандартные, двухэтажные дома, а третьи помнят Сталина – они стоят с тех самых пор, когда слово «коттедж» ещё было неведомо гражданам СССР.
– Недавно в Грузинке было всего 15-20 домов, а сейчас – сто двенадцать, – говорит глава.
– Можете сказать, что каждый уголок своего поселения уже изучили?
– Всё знаю: что где находится, какой дом и кто в нём живёт.
Местные жители, завидев нашу «Ниву», машут руками, приветливо улыбаются. Нарвек Юсупович иногда останавливается, с кем-то здоровается за руку.
– Вас тут прямо обожают: чинопочитание или на самом деле такие добрые отношения?
– Как ты к людям, так и они к тебе. Стараюсь со всеми найти общий язык. Первое время не признавали, сейчас здороваются, советуются, даже помогают. Надо, чтобы люди поняли, что ты работаешь, что от тебя есть польза.
– А бывает, что ненавидят?
– Бывает, – вздыхает глава. – Чтобы сто процентов любили, нет такого. Солнышко, как известно, всем по-разному светит.
БЕСПЛАТНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Едем в Урняк, где стоит единственное в поселении культовое сооружение – мечеть. В неё ходят возносить молитвы Аллаху мусульмане со всей округи. Строили всем миром. Урняк с татарского переводится как «пример». Стало быть, деревня примерная, и живут здесь примерные люди. Как глава, который, по его словам, в свои 68 лет не курит, не пьёт и иногда занимается бегом.
Все местные, кого мы встречаем, в этот день бросили силы на расчистку снега. Это в городе народ за недостатком физической нагрузки идёт в тренажёрные залы, где тягает железо за свои деньги. А в деревне каждый день физкультура. И бесплатная!
Притормаживаем перед мужчиной с лопатой. Это местный депутат Дамир Мухаметшин. Он частный предприниматель, занимается грузоперевозками, его средство производства – «КамАЗ» – стоит тут же, у дома. Решил пошутить:
– Жалоба тут поступила на вашего главу. Какое составлю по нему мнение, такое будет принято решение: или его поменяют, или оставят.
По словам местного депутата Дамира Мухаметшина (справа), несмотря на то, что качество жизни за последние годы заметно выросло, проблем в деревнях, входящих в поселение, хватает. Но понимает, что не всё во власти руководителя, в частности главы поселения (на снимке слева)
– Менять председателя не будем, пусть работает. Человек он добросовестный, с обязанностями справляется…
Наша «Нива» штурмует очередной снежный занос. Глава ворчит, что только вчера трактор расчищал дорогу, а словно его здесь и не было. Своей техники в поселении нет, заказывают по договору, а это деньги. С другой стороны, как без снега? Не будет его – не будет урожая!
ЗА ЗНАНИЯМИ – НА ЛИЧНОЙ МАШИНЕ
Практически во всех коттеджных посёлках образованы ТСЖ, для главы такая форма собственности удобна – меньше хлопот. Посёлки огорожены заборами, охрана и шлагбаум стерегут покой его жителей. Но взрослые тут, похоже, только спят, их это устраивает. А где дети играют, куда ходят в детсад, школу?
На удачу встречаем девочку с рюкзаком на спине. Сабина учится в девятом классе в одной из юдинских школ. За знаниями её отвозят на личной машине. Спрашиваю, есть ли у неё в посёлке подруги. «Моих ровесников тут мало, а детей маленького возраста много».
Сабине нравится здесь, она даже мечтает свою взрослую жизнь связать с этим тихим местом. Буквально через забор химлицей, может, туда потом поступит?
КЛАССЫ – В КАБИНЕТЫ
Здание сельсовета расположено в бывшей школе, которую в Новопольке закрыли в 2010 году, и учебные классы перепрофилировали в кабинеты. Здесь ещё и библиотека, и спортзал, но последний, увы, в плачевном состоянии.
Бывший директор школы и учитель начальных классов, а ныне библиотекарь Татьяна Благодарова рассказывает историю оптимизации. Сначала в Новопольке была деревянная школа, но в 1993-м, когда развалился Союз, построили новое здание – для того времени просто подвиг! Однако детские голоса недолго здесь звучали. Сначала сократили взрослые классы, а потом добрались и до начальных – так поселение осталось без своей «альма-матер». Дети теперь учатся «кто где», в основном в Айше, и их доставляют до школы на спецтранспорте.
Екатерина Напойкина и Татьяна Благодарова мечтают о возрождении школы
– Так получилось, что библиотека у нас превратилась в единственный очаг культуры, – говорит Татьяна Викторовна. – А поскольку хочется, чтобы родная деревня продолжала жить, то все мероприятия мы проводим здесь.
К беседе присоединяется ведущий специалист местного исполкома Екатерина Напойкина. Её кабинет в том самом помещении, в котором она некогда получала знания вместе со своими одноклассниками. Женщина удивляется, как в такой «каморке» умещались парты, учительский стол, а в коридоре умудрялись проводить линейки.
Мои собеседницы сожалеют, что школу закрыли. Екатерина Валерьевна показывает документ: в 2017 году в поселении числилось в возрасте до шести лет – 115 детей, а потенциальных школьников 7-15 лет – 100 человек. Правда, цифры даны вместе с такими коттеджными посёлками, как Новая Дубровка. По Ореховке, Загородному клубу и прочим данных нет.
– Детям у нас совершенно негде проводить досуг, – продолжает Татьяна Викторовна. – Вот типовой спортзал, а отремонтировать его нет средств. А ведь мы боремся за здоровый образ жизни. Я работаю на полставки, и мероприятия, какие в моих силах, провожу. Но молодёжи где-то надо собираться и по вечерам. Рождаемость-то у нас растёт!
Вместе с тем женщины признают, что работы в посёлках нет. На заработки местные ездят либо в Зеленодольск, либо в столицу, в последнюю – в подавляющем большинстве. Выходит, что Новополька – это спальный район Казани.
По словам библиотекаря, у неё 185 читателей. Я не верю, что в век гаджетов люди ещё не утратили тягу к чтению. У Екатерины Напойкиной трое детей: Леночка, Дашенька и Елизавета. «Ваши девочки читают?» – обращаюсь к ней, уверенный, что ответ будет отрицательным.
– Я даже библиотеку свою завела, мода на чтение возвращается, – радует ответом специалист исполкома. – Только книги у них какие-то... по фильмам, не такие, как мы читали в детстве.
Женщины вновь пускаются в мечты о возрождении школы, но пойдут ли сюда учиться дети из коттеджей – вопрос. В мероприятиях, которые проводят на базе местного очага культуры, участвуют только новопольцы – обитатели особняков к ним не примыкают.
В завершение меня повели в бывшую учительскую, в которой теперь нечто вроде перекусочной. Глава, пока мы ехали, всё хвалился, что вода у них вкусная, вот я и напросился на горячий чай. Мы говорили о разных пустяках, шутили, смеялись, и я не заметил, как за окном потемнело – короткий зимний день подходил к концу.
А через полчаса я уже был дома. И не верилось, что только что был в совсем другом мире...
В посёлке Красницкий, что рядом с заповедником, единственное в поселении коллективное фермерское хозяйство. Раньше это был совхоз, а теперь частники разводят здесь разную скотину и вот таких красавцев-коней
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев