Новые горизонты Андрея Николаева: Экс-руководитель суда рассказал о своем необычном увлечении
В здании Верховного суда Татарстана открылась выставка зеленодольца Андрея НИКОЛАЕВА «За горизонтом…». В экспозицию вошли 13 пейзажей, выполненных маслом.
Андрей Алексеевич – очень разносторонний человек, сейчас он трудится детским тренером, за его плечами – работа следователем, с 1994-го года – судья, был заместителем председателя Советского райсуда Казани. С 2008-го – судья Верховного суда РТ, где ему поручали самые сложные уголовные дела, в том числе с участием присяжных заседателей. С 2013-го возглавлял Зеленодольский городской суд, в 2019-м ушел в почётную отставку.
У Андрея Николаева много увлечений: он – автор сборника юмористических рассказов «Милицейские байки», кандидат в мастера спорта, имеет первый дан по дзюдо.
– Андрей Алексеевич, когда вы впервые взяли в руки кисть?
– У меня был замечательный дедушка, который в юности был боксёром, всю жизнь неплохо рисовал, а вообще-то работал машинистом, сначала на паровозе, а потом на компрессорной установке на заводе «Тасма». Именно он учил меня рисовать, объяснил мне принципы письма маслом, некоторые законы перспективы, построения композиции, подбора цвета.
В старших классах школы я впервые взял в руки кисти и попробовал писать маслом. Что-то получалось, одно время я даже возомнил себя великим художником, как это часто бывает у подростков, и даже рискнул показать свои работы нашему школьному учителю рисования. Осмотрев мои работы, он сказал, что это все неплохо, но таланта не усматривается. После этого я бросил кисти, перестал общаться с профессиональными художниками и стал искать себя в другой профессии. Моя профессиональная карьера сложилась вполне успешно, но в душе сидела какая-то заноза, ощущение нереализованности.
Отслужив 35 лет и получив максимальную судейскую «пенсию», я решил заняться тем, что приносит удовольствие душе, но не приносит дохода. Так я стал детским тренером. А когда из-за пандемии лишился возможности заниматься с детьми, я вспомнил о своём юношеском увлечении, откопал старые кисти и полузасохшие краски и стал писать, благо, что живу я почти в лесу.
– В какое время вы предпочитаете работать как художник, что вас больше всего вдохновляет?
– Писать картины я люблю рано утром, когда все домашние ещё спят и ничто не отвлекает от процесса. Но как кисти оказываются в руках и на холст ложатся первые мазки, я проваливаюсь в мир творчества, домашним нелегко дозваться меня на завтрак или обед.
Говорят, что когда человек, в силу различных причин, долгое время находится в темноте или бывает лишён зрения, а затем вновь обретает возможность видеть, он начинает по-новому смотреть на мир. Так, наверное, и я. Прежняя работа целиком забирала мое время и силы, было просто некогда увидеть красоту вокруг себя! Даже в отпуске хотелось просто выспаться, спрятаться от всех, отключиться от внешнего мира! И вдруг у меня появилось свободное время, я увидел природу вокруг себя – как не восхититься, влюбиться и вдохновиться! Я стал замечать, как меняется каждый день цвет листьев на деревьях, как небо неповторимо в каждый момент! И мне захотелось всё это запечатлеть, что я и пытаюсь сделать.
Изначально ни о какой выставке и не думал. Писал картины, доставляя удовольствие себе. Друзьям мои работы нравились, о большем я и не мечтал. Как-то мои работы увидел Председатель Верховного Суда Республики Татарстан Ильгиз Идрисович Гилазов. Ему и принадлежит идея выставки. Я не стал отказываться от такого неожиданного предложения. Мне хотелось доказать, что жизнь не заканчивается отставкой. Напротив, пенсия открывает дверь в новую жизнь, новые горизонты. Поэтому я и назвал свою выставку: «За горизонтом».
– Кто из художников помогал вам, подсказывал? Картины каких мастеров вам хочется пересматривать, кто вдохновляет вас из классиков и ныне живущих художников?
– Честно говоря, с тех пор как мой школьный учитель, профессиональный художник, не усмотрел таланта в моих работах, я с художниками общаться перестал (шутка). Мне повезло – я побывал на первой выставке нашего земляка Константина Васильева, которая проходила в фойе Молодежного центра в Казани в 1978 или 1979 году. Его работы меня поразили, восхитили, чем-то удивили, а через некоторое время я читал в газете разгромную статью какого-то критика о выставке, дескать «лубочная живопись» и так далее. Фамилия критика забылась, а работы нашего К.Васильева известны далеко за пределами Татарстана. Я ни в коей мере не сравниваю себя с Константином Васильевым, боже упаси! – но от критиков тоже стараюсь держаться подальше (ред. смеётся). Вообще я делю всю живопись на две категории – трогает душу или не трогает! И это касается любого искусства! Меня еще в школе возмущало: «Что хотел автор сказать...?». Автор что хотел, то и сказал, а что каждый из нас понял – это уже другой вопрос.
Я люблю классическую живопись – наших передвижников, особенно Левитана. Для меня он – эталон! Смотришь его работы вплотную – набор широких мазков, а стоит отойти, и они превращаются в поля, леса! Фантастика! Мне нравятся работы Константина Васильева, восхищают Сальвадор Дали, Клод Мане.
– На ваших полотнах преимущественно пейзажи, в каких ещё жанрах вы хотите работать?
– Я не считаю себя художником, тем более профессиональным, просто я делаю то, что просит моя душа. Сегодня я просто любуюсь окружающей меня природой, и мне хочется остановить, запечатлеть этот миг - я берусь за кисть и пишу пейзажи. Что меня очарует завтра - я не знаю, не задумываюсь об этом. Пусть завтра просто будет и пусть в нем найдётся места и для меня!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев