«Нам поможет только чудо!»: Жительница Русских Ширдан Людмила Севастьянова в одиночку спасает храм
В деревне Русские Ширданы, расположенной вдали от оживлённых дорог, стоит величественный храм Петра и Павла — единственный в нашем районе в стиле русского барокко с элементами классицизма. При взгляде на эту красоту невольно возникает вопрос: откуда она здесь?
Как гласит историческая справка, каменную церковь с тремя престолами в селе возвели в годы правления Екатерины II — в 1784 году, то есть 239 лет назад! Строили на средства помещика, отставного полковника Петра Лазарева. А освятили уже после кончины старого вояки, при его сыне — отставном поручике Николае Петровиче.
Витиеватый стиль барокко в «галантный» век был очень популярен, вот и решил хозяин поместья соорудить молельный дом не хуже, чем в Санкт-Петербурге! Долгие десятилетия шедевр архитектуры являлся украшением не только этого села, но и всей здешней округи. Но настали известные времена, и красавица церковь, как и другие вокруг, пришла в запустение.
Мы отправились в Русские Ширданы по приглашению местной жительницы Людмилы Севастьяновой. Так получилось, что она сейчас в одиночку опекает святыню.
А ведь ещё недавно лучик надежды на возрождение теплился: здесь велись работы, пусть не так быстро и ёмко, но они шли. Движущей силой выступал исаковский батюшка Анатолий. Сам когда-то морпех, он назначил своим наместником в Ширданах доверенного человека — офицера советской армии, «афганца», Виктора Ивчика. За десять лет, что здесь живёт казанец Виктор, он провёл гигантскую работу. Ему помогали местные и даже дачники. Они расчистили храм, укрепили дышавшие на ладан части стен, забетонировали пол в главном зале, закрыли окна, поставили двери и покрыли купол. Появилась необходимая для служб атрибутика. Даже некоторые когда-то висевшие здесь иконы вернулись сюда!
Но ровно год назад случилась беда: отец Анатолий, отправившийся добровольцем на СВО, погиб. И всё замерло, словно обесточили двигатель. Опустились руки и у сподвижника погибшего священника. В беседе с нами Виктор своё состояние выразил одним ёмким предложением: «Я надорвался...». И Людмила Николаевна осталась одна.
Пожилая женщина водит нас по храму. Он впечатляет: двухэтажный, что совсем нехарактерно для сельских церквушек. Элементы декора едва уже просматриваются, но чем больше глядишь на кладку, на то, как выложены своды, на огромные кирпичи, тем больше проникаешься уважением к зодчим прошлого. Храм остаётся величественным даже в своём поругании. Вот уж действительно строили на века!
Людмила Николаевна убеждена, что от её подопечного исходит особая благодать. Рассказывает, что как-то сюда за помощью приехала женщина из Козловки, бедняжка никак не могла забеременеть. Гостья из Чувашии всё обнимала стены, читала молитвы, прося Бога о снисхождении. А недавно приехала вновь, но уже не одна, а с мужем и полуторагодовалым сыном Гришей. Вот и не верь после этого в чудеса!
В прошлом году, по её словам, случилось знаковое событие. В деревню приехали две женщины лет сорока, как выяснилось, родные сёстры. Их бабушка ещё до войны жила в Ширданах, и когда в 1939-м храм закрывали, она тайком спасла от уничтожения три церковные иконы. Умирая, велела их вернуть назад, если храм начнут восстанавливать. Вот сёстры и решили выполнить её последнюю волю.
Что любопытно, на одной из трёх икон лик Николая Чудотворца совсем почернел от времени, ничего нельзя было даже рассмотреть, а оказавшись в родных стенах, стал постепенно проявляться. В этом хранительница местной святыни видит божий промысел: «Значит, ещё не всё потеряно!».
Людмила Николаевна живёт в деревне 23 года. Начинала как обычная дачница, ещё не зная, что садово-огородные дела уйдут на второй план, а на первый выйдет вера. Свой храм она сравнивает с человеком, ощущает, как ему плохо от того, что его все бросили, как он ждёт помощи.
Увы, временные деревянные конструкции, возведённые Виктором для связи с верхними этажами, ветшают. Лежат никем не востребованные и доски, раздобытые для продолжения стройки ещё отцом Анатолием. Видно, что храм осиротел.
Приезд журналистов здесь большая редкость. Посмотреть на нас пришли две пожилые женщины, одной из которых, Валентине Степановне Даниловой, вот-вот исполнится 90 лет, и мужчина. Они говорят, что местных в деревне всего 10-15 человек, молодёжь разъехалась, а когда они умрут, останутся здесь одни дачники.
На наш вопрос, что ждёте от нашего визита, Людмила Николаевна, трогательно посмотрев на нас, ответила: «Если честно, чуда! Чтобы в деревне появился мужчина, который бы взял всё это в свои руки. Ведь я женщина, что я могу сделать одна?..».
Уезжая, мы всё думали о незавидной судьбе этой маленькой деревушки, о её стареющих жителях. И пришли к мнению, что храм этот может спасти действительно только чудо. Надежда ведь, как известно, умирает последней. Ну не может быть, чтобы такая красота, возведённая нашими предками во славу Божью, ушла на наших глазах. И это в век таких технических возможностей, о которых 240 лет назад не могли и мечтать!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».
Нет комментариев