Новости Зеленодольска

Зеленодольский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

На одной волне с грамотностью. Учитель русского языка Татьяна Тимофеева о том, почему важно бороться с модой на ошибки

С Татьяной ТИМОФЕЕВОЙ, учителем русского языка и литературы лицея №1, мы встретились в канун Дня учителя. Наша беседа с педагогом, у которой в нынешнем году две ученицы сдали ЕГЭ на 100 баллов, вылился в серьёзный разговор о проблемах современной речи, о том, почему следующее поколение может стать менее грамотным.

Она родилась в Полярном. Поскольку отец был военным, семья постоянно меняла место жительства, в детстве Таня проехала весь Кольский полуостров. Но всю сознательную жизнь, как говорит сама, – в Зеленодольске.

Выбор профессии учителя не случаен: Татьяна Владимировна из педагогической династии. Бабушка была сельским учителем, настоящим подвижником в своем деле, преподавала немецкий язык. Тётя – известный в Зеленодольске педагог русского языка в школе №7 Любовь Николаевна Пивоварова. Родная сестра Елена Владимировна Степанова преподает этот предмет в гимназии №3. С сентября там же начала вести уроки дочь.

– Я сама училась в гимназии №3. В эти годы в школу после института пришла Людмила Владимировна Солодкова. Красавица, обаятельная, просто очаровала нас, мы во все глаза на нее смотрели! Как мастерски она вела урок, как прививала любовь к предмету, а русская литература – это то, чем Россия может гордиться. Все это сыграло свою роль в моем поступлении на филфак Казанского университета.

 

– Портреты двух ваших учениц в этом году – на городской Доске почёта. 100 баллов по ЕГЭ по русскому и по литературе сразу у двоих – большая редкость…

– Высший балл на экзамене не только большой труд, но и везение. Шесть моих учеников получили высокую оценку, до 98 баллов, но вот звёзды сошлись у двоих. Девочки замечательные! Трудяги!  Катя Еремина увлечена точными науками, но и по русскому языку показала блестящие знания, умница! Есения Костюхина целенаправленно занималась гуманитарным направлением, дополнительно посещая несколько курсов.

 

– Сегодня много пишут о деградации русского языка. Вы, как педагог с 30-летним стажем, чувствуете, что эта проблема действительно актуальна?

– Несомненно. Дети сегодня не хотят читать. А значит и пишут безграмотно. Отечественная литература, как, впрочем, и любая другая, вызывает всё меньше интереса. Что читает большинство молодых?  Только СМС.  Гаджеты приучают к аудиовизуальным образам, дети, да и взрослые утрачивают способность воспринимать большие объёмы серьёзной информации. О каком культурном развитии можно говорить?!

Вторая проблема – стало бравадой писать неправильно. Пишешь, как слышишь. Чего только не начитаешься! «Кажецца», «Щас», «Ржунимагу»… Требования общества упали. Ошибки допускают даже люди, которые находятся на высоком правительственном уровне. Раньше было невозможно представить, чтобы дикторы федеральных каналов говорили с ошибками, неправильно ставили ударения.

Я смотрю на одном из центральных телеканалов лекции по истории – интереснейшие по содержанию, открывающие много нового, доступно и ярко преподнесенные. Но при этом в речи ведущего программы столько ужасающих ошибок!

 

«Сегодня мало современных книг, которые бы учитель мог порекомендовать подростку», – считает Татьяна Владимировна

 

 

– Но ведь и отношение общества к ошибкам стало более терпимым. Почему?

– К сожалению. Что и обесценивает все усилия педагогов… Приведу пример. Иду по улицу, слышу, как бабушка ругает внучку «ты что, би-би-ля-ля?». В русском языке столько слов, которыми можно объяснить ребенку, что он неправ, а тут взрослый человек употребляет нечленораздельную речь.

А чему удивляться! Если на ведущих каналах страны в рекламе звучит «Самокат кат-кат..», «Сижу лижу мороженое», «Ля-ля-ля, жу-жу-жу». Яркий пример насаживания примитивного мышления, бездарности. Страшно, что это западает ребенку!

Хотя есть удачные примеры рекламы. «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» – отличное обращение к классике. Вспомним Маяковского, который работал в рекламных «Окнах Роста» – там же шедевры советского времени!

Конечно, язык должен меняться. Когда я готовила детей к поступлению в вуз, приводила в пример слова, ударения в которых для них сегодня звучат непривычно: «предвосхИтить», «мизЕрный», «подрОстковый». Или, к примеру, их удивляет выражение «скучаю по вас». Язык живой, что-то отмирает.

Вот и Максим Кронгауз – лингвист, доктор филологических наук, профессор РГГУ в своих лекциях рассказывает, как много факторов влияет на изменение русского языка,  появление так называемого «олбанского языка»: самые известные примеры – «аффтор жжет», «падонок».  Но его расстраивает, когда в тексте сталкивается с незнакомыми терминами, которые нужно искать уже не в словарях, а в интернете. «В некоторых ситуациях я бы предпочёл использовать русские слова просто потому, что они более привычны». Зачем, к примеру, «толерантность», когда есть «терпимость».

 

– А что Кронгауз говорит о ненормативной лексике? Сегодня мат не просто проскальзывает в речи молодых, некоторые на нем разговаривают…

– Кронгауз говорит, что в 90-е годы мат вырвался из своего загончика. Понятно, что он всегда использовался в русском языке, но в публичной речи был категорически невозможен, и, конечно, общение взрослых с детьми исключало такую лексику. А с 90-х годов нас к мату приучали и даже тренировали в его восприятии.

Меня мат коробит на физиологическом уровне. Я показываю ребятам документальный фильм о том, как такая речь влияет на все живое, – растения гибнут. Хотя есть примеры из истории, когда мат чуть ли не спас жизнь тому же Гиляровскому, когда он пришел в ночлежку.

Но это не значит, что он из ненормативной лексики должен превратиться в норму. Что заставляет молодежь так безудержно употреблять мат? То ли ты себе просто разрешил ругаться, то ли хочешь быть модным, то ли у тебя скудоумие.

Конечно, надо с матом бороться. Но одним учителям русского языка это не под силу. Мы говорим «нельзя», а с экранов «можно», получаются двойные стандарты. Есть же штраф за мат, надо этим пользоваться. Должны быть задействованы все слои населения.

 

– А как на уровне на уровне городского пространства бороться с безграмотностью?

 – Неплохо бы создать комитет, который бы проверял ценники, этикетки, вывески, да и публичную речь в записи. Знаю, что сейчас активно проверяют вывески на татарском языке, это хорошо, но и про русский не надо забывать, чтобы не появлялись вывески типа «КлАндайка».

 

– Что читают сегодня ваши ученики?

– Увы, читают меньше, чем раньше. В приоритете «Гарри Поттер». Поэтому настойчивость педагогов в советах по выбору книг очень важна.

Мой ученик Семен Семагин, прочитав «Преступление и наказание» Достоевского, так увлекся, что осилил все его известные произведения. А Данил Панфилов после знакомства с «Очарованным странником» прочитал всё собрание сочинений Лескова. С такими детьми интереснее общаться!  Потому стараюсь уже с младших классов приобщить учеников к книге. Читаем вместе «Сахарного ребенка» Ольги Громовой, «Где нет зимы» и «Три твоих имени» Дины Сабитовой. Рекомендую хотя бы слушать аудиокниги. Ту же «Войну и мир».

К сожалению, сегодня мало современных книг, которые можно порекомендовать подросткам. Во многих обилие ненормативной лексики, скабрезностей, пошлости. А если книга хорошая, то в единственном экземпляре в библиотеках. Как всему классу в 30 человек давать задание прочитать её?!

 

– Ваше любимое времяпрепровождение с ребятами в свободные часы?

– Люблю путешествовать. Мы с детьми ездили в Болдино, Белоруссию, Чехию, Тюмень, Москву. Здорово, что сейчас есть государственные программы, дающие такую возможность. И директор нашего лицея Светлана Юрьевна Кудрявцева всегда поддерживает в этом.

Ведь одно дело говорить, что Пушкин великий, а другое – очутиться в Болдино, прочувствовать атмосферу… Какое огромное воздействие производит на ребят Хатынь, Брестская крепость – вот вам патриотическое воспитание! Благо, появилась Пушкинская карта, мы активно ей пользуемся.

 

– Что бы вы себе пожелали?

– Аппетита в работе! Очень люблю вести уроки в классах, где есть думающие ребята. Вот сегодня первым уроком был 8а. Спорят, отстаивают свою точку зрения, мы на одной волне… А что еще нужно учителю!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

Теперь новости Зеленодольска вы можете узнать в нашем Telegram-канале, а также читайте нас в «Дзен».

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев